онлайн-курс
дата
формат
длительность
с 24 июля
онлайн-вебинары
11 занятий по 2 часа
Классическая музыка: услышать и понять главное
Научитесь слушать Баха, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов
Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия
Людвиг ван Бетховен
О курсе
Сложный состав оркестра, множество музыкальных партий и непонятные термины. Кажется, слушать классику могут только знатоки теории музыки. Но это не так. Ведь классическая музыка приносит радость и помогает пережить грусть так же, как и современные хиты. Достаточно немного в ней освоиться.
Сделаем это на курсе из 11 вебинаров. Узнаем, как воспринимали музыку Баха, Моцарта и Генделя современники и поймём, что их симфонии, оперы и концерты могут рассказать нам сегодня. Научимся анализировать сложные композиции и получать от их прослушивания ещё больше удовольствия.
Формат занятий
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Что узнаем
Как романтики Шуман и Шопен научили фортепиано рассказывать истории о несчастной любви, меланхолии и светлой грусти
Как одногодки Гендель и Бах стали крайними полюсами в музыке эпохи Барокко
Как прослушивание музыки Моцарта связано с уровнем IQ и что такое «эффект Моцарта»
Почему из сотен концертов Вивальди популярны только «Времена года»
Почему Чайковский — самый европейский из русских композиторов
Как Вагнер реформировал оперу и зачем ему понадобился отдельный театр для их исполнения
Что помогало Прокофьеву писать лёгкую и радостную музыку в годы Великой Отечественной и как война отразилась в симфониях и струнных квартетах Шостаковича
Почему Бетховен — это музыка счастья и света, а не только суровая «судьба», которая «стучится в дверь» в Симфонии № 5
Программа
Антонио Вивальди
вебинар 1
Иоганн Себастьян Бах
вебинар 2
Георг Фридрих Гендель
вебинар 3
Вольфганг Амадей Моцарт
вебинар 4
Людвиг ван Бетховен
вебинар 5
Фридерик Шопен
вебинар 6
24 июля 19:00
27 июля 19:00
29 июля 19:00
31 июля 19:00
3 августа 19:00
5 августа 19:00
Роберт Шуман
вебинар 7
Рихард Вагнер
вебинар 8
7 августа 19:00
10 августа 19:00
Пётр Чайковский
вебинар 9
12 августа 19:00
Сергей Прокофьев
вебинар 10
Дмитрий Шостакович
вебинар 11
14 августа 19:00
17 августа 19:00
Вебинар 1.
Антонио Вивальди
дата: 24 июля 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Вивальди — гений противоречий. Он был священником и при этом написал больше 400 концертов и выступал по всей Европе. Был любимцем публики и королей, но умер в нищете.

На вебинаре выясним, почему из богатого репертуара композитора известны только «Времена года» и разберёмся, как они стали суперхитом. Проанализируем другие концерты автора, познакомимся с его операми и узнаем, почему «чудо Вивальди» могло случиться только в Венеции.
Вебинар 2.
Иоганн Себастьян Бах
дата: 27 июля 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Перед Бахом преклоняются не только меломаны, но и композиторы. Его «Хорошо темперированный клавир» стал «музыкальной библией» Бетховена и «лучшей музыкальной грамматикой» Шумана. А в XX веке Бах продолжал влиять на джаз, соул, хип-хоп и почти любой музыкальный жанр. Как именно — разберёмся на вебинаре.

На примере Бранденбургских концертов выясним, как композитор переживал трагедии в жизни и при этом писал музыку, полную радости. Узнаем, зачем автор произведений о боге написал целую кантату о кофе. Наконец, на примере «Хорошо темперированного клавира» разберёмся в особенностях музыки эпохи Барокко.
Вебинар 3.
Георг Фридрих Гендель
дата: 29 июля 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Гендель родился в один год с Бахом и стал вторым титаном эпохи Барокко. Однако два классика прошли абсолютно разные пути. Гендель написал десятки опер, Бах — ни одной. Гендель с охотой брался за денежные заказы и объехал с гастролями всю Европу, Бах оказался менее предприимчивым.

Сегодня с узнаваемостью Баха сложно конкурировать, но в XVIII веке королём музыки называли именно Генделя. На вебинаре раскроем секрет успеха Генделя и разберёмся, кем же он был: гениальным композитором или великим продюсером. Узнаем, почему невозможно пересказать сюжеты его опер и научимся слушать его «Музыку на воде».
Вебинар 4.
Вольфганг Амадей Моцарт
дата: 31 июля 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Имя Амадей означает «любимец бога». Похоже, в случае Моцарта это и правда было так. Он родился в музыкальной семье, написал первую симфонию в 8 лет, в 21 отправился в единоличное турне, а его оперы порой длились в два раза дольше задуманного, потому что их просили повторить на бис. На вебинаре постараемся раскрыть секрет гения.

На примере Концерта для флейты и арфы с оркестром и Концерта для фортепиано № 23 разберёмся, почему этот жанр стал визитной карточкой Моцарта. Выясним, как главная партия Симфонии № 40 в 2000-е стала одним из самых популярных рингтонов для мобильных телефонов. Научимся слушать оперы «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Узнаем, как прослушивание музыки Моцарта связано с уровнем IQ и что такое «эффект Моцарта»
Вебинар 5.
Людвиг ван Бетховен
дата: 03 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

В 1977 году целых два произведения Бетховена отправили в космос. Струнный квартет № 13 и Симфония № 5 вошли в подборку композиций, которые записали на пластинку для инопланетян. Если однажды эту музыку услышат даже внеземные цивилизации, землянам точно стоит знать её.

На вебинаре выясним, почему каждая из девяти симфоний Бетховена — достижение в музыкальном искусстве. Особое внимание уделим Симфониям № 3 и № 9. Разберёмся, о чём рассказывает «Лунная соната» и как она связана с любовью и смертью. Проанализируем единственную оперу композитора — «Фиделио», и узнаем, какое произведение Бетховена «распахнуло окно в романтизм».
Вебинар 6.
Фридерик Шопен
дата: 05 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

После симфоний Бетховена и концертов Моцарта музыка Шопена может показаться простой. Ведь чаще всего она написана всего для одного инструмента — фортепиано. Но за этой простотой скрываются годы художественных поисков: никто до Шопена так тщательно не исследовал выразительные возможности фортепиано.

На вебинаре проанализируем музыкальные открытия Шопена на примере Концерта для фортепиано с оркестром № 2. Разберёмся, почему пианисты исполняют Шопена чаще других композиторов. Выясним, как «Траурный марш» из Сонаты для фортепиано № 2 стал главной мелодией похорон. Узнаем, почему Шопену навсегда пришлось уехать из родной Польши и на примере «Революционного этюда» поймём, как любовь к этой стране отразилась в его произведениях.
Вебинар 7.
Роберт Шуман
дата: 07 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Многие великие композиторы писали музыку вопреки недугам. Шуман — в их числе. Паралич пальца лишил его возможности исполнять собственную музыку, но композитор продолжил сочинять. Он научился создавать музыкальные портреты и своими произведениями «освещать глубину человеческого сердца».

На вебинаре разберёмся в особенностях музыки романтизма. На примере цикла «Крейслериана» выясним, каким должен быть романтический герой. С помощью цикла «Карнавал» узнаем, как классическая музыка стала шутливой и злободневной. Послушаем песни из цикла «Любовь и жизнь женщины» и поймём, есть ли в романтической музыке место счастливой любви. Разберёмся, почему из сотен произведений композитора исполняют единицы и почему сам Шуман никогда не играл свою музыку на фортепиано.
Вебинар 8.
Рихард Вагнер
дата: 10 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Вагнер — реформатор оперы. Он наполнил этот сложный жанр действием и поставил события на сцене в зависимость от развития музыкальных тем. Cам писал для опер либретто и считал, что музыка немыслима без мелодии. А потому присваивал героям своих произведений лейтмотивы — короткие темы, которые сопровождали их появление на сцене.

На вебинаре услышим, как этот новаторский подход отразился в тетралогии «Кольцо Нибелунгов» и опере «Лоэнгрин». Узнаем, зачем для опер композитора построили отдельный театр. Выясним, почему Вагнера не любили композиторы-современники, а за что критикуют сегодня.
Вебинар 9.
Пётр Чайковский
дата: 12 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Во второй половине XIX века Чайковский был самым европейским из русских композиторов. Он мечтал, чтобы русское искусство сравнилось по величию с западным, и добился этого. Ещё при жизни он получил почётную степень Кембриджского университета, а сегодня его балеты и оперы входят в репертуары лучших мировых театров.

На вебинаре разберёмся, как Чайковский добился мировой славы и стал символом русской музыки. Выясним, зачем писать короткую оперу, которой «нельзя заполнить вечер», и почему опера «Евгений Онегин» раскрывает психологические конфликты не хуже пушкинского романа в стихах. Поймём, чем «Времена года» Чайковского отличаются от одноимённого цикла Вивальди и узнаем, почему композитор уничтожал свои произведения.
Вебинар 10.
Сергей Прокофьев
дата: 14 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Сергей Прокофьев бежал от русской революции в Японию, а после — в США. Но всё же вернулся в Москву в 30-е годы, оказавшись в тоталитарном государстве, а вскоре — в охваченной войной стране. В годы репрессий и Великой Отечественной он написал свои самые проникновенные произведения: балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», оперу «Война и мир», Пятую симфонию.

На вебинаре обсудим, зачем Прокофьев вернулся из эмиграции в СССР и как это повлияло на его музыку. Разберёмся, как писать музыку радости, если кругом война. Выясним, как композитор боролся с советскими властями за авторскую версию оперы «Война и мир». А ещё узнаем, что такое «казус Прокофьева», с которым юристы столкнулись после смерти композитора.
Вебинар 11.
Дмитрий Шостакович
дата: 17 августа 19:00
лектор: Юлия Казанцева

Дмитрию Шостаковичу было чуть больше 20, а его Первую симфонию уже исполняли оркестры по всему миру. С годами за композитором закрепился статус главного симфониста XX века. Почему — выясним на вебинаре.

Разберёмся, как Шостакович стал летописцем эпохи и почему его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» десятилетиями запрещали в СССР. Узнаем, почему премьера Ленинградской симфонии состоялась в Куйбышеве и из-за чего Шостакович называл струнный квартет «Памяти жертв фашизма» «идейно порочным». Поймём, почему настоящая музыка «всегда революционна» и за что Шостаковича критиковали в СССР, а за что — на Западе.
Лектор
Юлия Казанцева
Приглашённый лектор в Музее музыки и Московской Филармонии
Записаться на курс
«Классическая музыка: услышать и понять главное»
Начало курса —
24 июля
3900 Р
Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля», и тем, кто хочет упорядочить имеющиеся знания.
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Для любого уровня
Проходите сейчас
Стоимость