Путеводитель
по искусству модернизма
Фовизм
1905
Анри Матисс
Андре Дерен
Когда появился импрессионизм? Что было до него? А что после? Откуда столько направлений — Сюрреализм, Абстракция, Постимпрессионизм — что и за чем следует? Решили ответить на все эти вопросы наглядно — в нашем путеводителе по искусству XX века.
Как пользоваться путеводителем
Фовизм
1905
Анри Матисс
Андре Дерен
Идём по хронологии
Начинаем знакомство с искусством XX века с 1855 года — начинаем отсчёт от первой выставки реалистов
Узнаём о направлениях
Видите такой значок — смело нажимайте. Узнаете историю появления художественного направления — у каждого своя.
Знакомимся с художниками
Каждое направление в живописи известно благодаря его представителям. Нажмите на иконку и увидите разбор одной из картин художника.
Продолжение следует
Путеводитель будет со временем пополняться, ведь искусство вечно. Советуем добавить страницу в закладки, чтобы не пропустить обновления.
Эдуард Мане
Густав Курбе
Эдгар Дега
Огюст Ренуар
Клод Моне
Искусство модернизма
Камиль Писсаро
Жорж Сера
Поль Синьяк
Поль Сезанн
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Густав Климт
Эдвард Мунк
Арнольд Бёклин
Фовизм
1905
Анри Матисс
Андре Дерен
Под модернизмом понимают все художественные направления в искусстве второй половины XIX — середины XX века.
Я Мане
Эдвард Мунк
Арнольд Бёклин
Реализм
1855
Появление реализма в живописи связывают с творчеством Гюстава Курбе: в 1855 г. он открывает свою персональную выставку «Павильон реализма». Суть реалистического искусства — в отказе от сюжетов из античной или библейской истории и обращении к событиям и героям современности. В пейзажной живописи аналогичную революцию совершают художники так называемой барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон).
Импрессионизм
(1874-1886)
Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки журналиста Луи Леруа: он озаглавил свой фельетон о выставке 1874 г. «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Долгое время (особенно в России) этот термин носил пренебрежительный характер, что объясняется соответствующим отношением к художникам.

Мастера-импрессионисты предпочитали традиционной «гладкой» живописи открытый мазок чистого цвета, нарочную «незаконченность», новые ракурсы и «обрезанные» композиции, навеянные знакомством с фотографией. Все эти методы и приемы импрессионистов были оправданы желанием наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его непрерывной изменчивости.
Символизм
1886
Термин «символизм» ввёл поэт Жан Мореас в манифесте «Le Symbolisme» 18 сентября 1886 г. в газете «Le Figaro». Манифест провозглашал стремление «облечь Идею в чувственно постижимую форму», однако эта форма — не самоцель, «она служит выражению Идеи... Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними…».

Символистский взгляд требовал особого живописного стиля: парадоксального сочетания декоративной условности и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур, символики линии и цвета; обращения к миру тайны, сна, легенды, сказки.
Неоимпрессионизм
1886
Термин «неоимпрессионизм» ввёл критик Феликс Фенеон, чтобы подчеркнуть разницу между творчеством Сёра и импрессионистов. Сюжеты оставались прежними - современная жизнь в самых разных ее проявлениях. А вот размер картин, техника исполнения и композиция существенно отличались.

В своих монументальных работах Сёра использовал новую технику пуантилизма и новый метод работы с цветом — дивизионизм (все сложные цвета делились на основные составляющие спектра: зелёный = синий + желтый). Суть заключалась в том, что краска наносилась на холст раздельными точками (пуантилизм) чистого цвета в расчёте на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются на сетчатке глаза зрителя и дадут нужный тон.
Постимпрессионизм
1886
Термин «постимпрессионизм» (в широком смысле) - условное обозначение совокупности основных направлений в европейской живописи, сложившихся после импрессионизма во второй половине 1880-х гг. В узком, более привычном смысле, речь идет о творчестве Ван Гога, Гогена, Сезанна. Термин ввел в обиход в 1910 г. английский критик Роджер Фрай.

Говоря о постимпрессионистах, речь идет об отказе художников изображать только зримую действительность (реалисты) или сиюминутное впечатление (импрессионисты) и стремлении выявить её основные, закономерные элементы.
«Завтрак на траве», 1863
Эдуард Мане (1832-1883)
«Надо быть современником и писать то, что видишь»
Встреча (Бонжур, месье Курбе)
Художник: Густав Курбье
Направление: реализм
Год: 1854

Картина изображает встречу Курбе и его друга — мецената Альфреда Брюйаса в сопровождении камердинера. Это не просто сценка из жизни. Художник здесь — пилигрим, который без заискивания приветствует богатого покровителя и смотрит на него свысока. Но цель картины — не самовосхваление. «Встречей» Курбе возвышает роль художника в обществе и возвращает ему статус независимого творца.
«Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке ...одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель»
Густав Курбе (1819-1877)
Эта скандальная для своего времени картина «Бонжур, мсье Курбе!» (1854) описывает встречу самого Курбе и его друга — мецената А. Брюйаса в сопровождении камердинера. В работе царит непринужденная атмосфера, хотя сам сюжет произвел сенсацию на Всемирной выставке в 1855 г. И были тому причины: художник представляет себя в роли пилигрима, с чувством собственного достоинства шагающего по жизни, без всякого подобострастия и заискивания приветствующего своего богатого покровителя. Брюйас стоит на пригорке и возвышается над фигурой Курбе, но это не мешает художнику смотреть свысока на мецената. Создавая такую работу, Курбе не ставит своей целью самовосхваление, это не фиксация единичного случая, но попытка возвысить роль личности художника в обществе, вернуть о нем мнение как о Творце, более не зависящим от мнения покровителя, заказчика, публики.
«Бал в Мулен де ла Галетт», 1876
Огюст Ренуар (1841-1919)
«Картина должна быть приятной, веселой и привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами»
«Голубые танцовщицы», 1897
Эдгар Дега (1834-1917)
«Нет искусства менее спонтанного, чем у меня. Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров»
«Японский мостик» («Пруд с водяными лилиями»), 1897-1899
Клод Моне (1840-1926)
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»
«Бульвар Монмартр зимним утром», 1897
Камиль Писсарро (1830-1903)
«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!»
«Воскресный день на острове Гран-Жатт», 1886
Жорж Сера (1859-1891)
«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии»
«Сосна в Сен-Тропе», 1909
Поль Синьяк (1863-1935)
«Неоимпрессионист не пуантилирует, а разделяет. Разделить же - это значит.... обеспечить себе все преимущества светосильности»
«А, ты ревнуешь?», 1892
Поль Гоген (1848-1903)
«Чтобы создать что то новое, мы должны вернуться к источнику, к человечеству в его младенчестве»
«Игроки в карты», 1892
Поль Сезанн (1839-1906)
«Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса — и все в перспективном сокращении, то есть каждая сторона предмета, плана должна быть направлена к центральной точке»
«Красные виноградники в Арле», 1888
Винсент Ван Гог (1853-1890)
«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими»
«Остров мёртвых», 1883
Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Каждая картина должна рассказывать о чём-то, заставлять зрителя думать, подобно поэзии создавать у него впечатление музыкального аккорда»
«Поцелуй», 1908
Густав Климт (1862-1918)
«Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины»
«Крик», 1893
Эдвард Мунк (1863–1944)
«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви»