записи вебинаров
Сравниваем ключевые направления в современном искусстве на Западе и в России
Чем отличаются импрессионизм, поп-арт и акционизм в России
и за рубежом
14 часов
Главные -измы
в искусстве XX века
Главные -измы
в искусстве
XX века
скидка 20%
Купите запись курса со скидкой 20%
Купите запись курса со скидкой 20%
Купите запись курса со скидкой 20%
Купите запись курса со скидкой 20%
О курсе
Течения в искусстве часто ассоциируются с конкретной страной. Импрессионизм — с Франций, футуризм — с Италией, а поп-арт — с США. Но не всё так однозначно. В России тоже были художники-импрессионисты и последователи американского поп-арта, а на Западе по-своему развивались абстракционизм и конструктивизм русских авторов.
На курсе изучим 10 главных направлений в живописи XX века и посмотрим, чем отличались художественные методы и теории в России и на Западе. Выясним, какие зарубежные концепции приняли русские художники, а какие — отвергли. Узнаем, кого из художников мы могли бы назвать русским Полем Сезанном, Энди Уорхолом и Мариной Абрамович.
На курсе изучим 10 главных направлений в живописи XX века и посмотрим, чем отличались художественные методы
и теории в России и на Западе.
Выясним, какие зарубежные концепции
приняли русские художники, а какие —
отвергли. Узнаем, кого из художников
мы могли бы назвать русским
Полем Сезанном, Энди Уорхолом
и Мариной Абрамович.
Этот курс уже закончился, поэтому вы можете купить его в записи
Формат занятий
Записи вебинаров
Курс состоит из записанных онлайн-занятий
Доступ навсегда
Курс всегда будет доступен в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос
авторам курса в комментариях
Что узнаем
Какими работами немецких экспрессионистов вдохновился советский художник Юрий Пименов, изображавший инвалидов войны
Откуда в России взялся импрессионизм и чем он отличается от французского
Почему приезд в Санкт-Петербург основателя футуризма Филиппо Маринетти вызвал скандал
Что общего у изображений Руанского собора кисти импрессиониста Клода Моне и картин с индюшками авангардиста Михаила Ларионова
Как художники-концептуалисты в Европе и СССР доказывали, что искусством может быть перевёрнутый писсуар и график выноса помойного ведра
Почему советские абстракционисты 60-х годов писали картины маленьких «чемоданных» форматов, пока их коллеги на Западе создавали гигантские картины
Как акционизм превратил тело художника в искусство и почему Казимира Малевича можно назвать одним из первых акционистов
Программа
Импрессионизм
вебинар 1
Неопримитивизм
вебинар 2
Кубизм и футуризм
вебинар 3
Конструктивизм
вебинар 4
Экспрессионизм
вебинар 5
Абстракционизм
вебинар 6
Концептуализм
вебинар 7
Поп-арт
вебинар 8
Гиперреализм
вебинар 9
Акционизм
вебинар 10
Вебинар 1.
Импрессионизм
лектор: Мария Мороз
Первая выставка французских импрессионистов в Париже прошла в 1874 году. На ней оказался и русский живописец Василий Поленов, который вместе с Валентином Серовым и Константином Коровиным разрабатывал идеи и приёмы импрессионизма на русской почве. Русские импрессионисты отличались от французов: они использовали более сложные и землистые цвета и писали работы долго, а не за пару сеансов на пленэре.

На вебинаре узнаем, почему именно с импрессионизма в Европе началась история модернизма. Увидим, как русские художники переосмыслили приёмы западных коллег, и разберёмся, как они работали с цветом и светом. Выясним, как этюд в России стал полноценным художественным произведением.
Вебинар 2.
Неопримитивизм
лектор: Мария Мороз
Художники начала XX века хотели взглянуть на мир непредвзято. Для этого они обратились к наивному искусству: Гоген отправился за вдохновением на Таити, Пикассо искал красоту в древних деревянных фигурках и масках, а Матисс экспериментировал с чистым цветом, как на средневековых витражах. Русские же художники выбрали более радикальный путь: они стали имитировать стиль народного искусства.

На вебинаре узнаем, где черпали вдохновение русские неопримитивисты и чем им нравились народный лубок и русская икона. Выясним, какие приёмы работы с цветом использовали художники, и сравним картины главных представителей направления во Франции и Российской империи — Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Вебинар 3.
Кубизм и футуризм
лектор: Мария Мороз
В конце 1900-х во Франции появился кубизм, а в Италии — футуризм. Кубисты пытались изобразить предмет сразу с нескольких сторон, а футуристы — воспеть скорость и показать предмет в движении. Они отказались от классических представлений о работе с формой и цветом и приблизились к абстракции. Русские же художники в середине 1910-х соединили и трансформировали эти теории и создали новое направление — кубофутуризм.

На вебинаре узнаем, кто из коллекционеров привёз в Россию кубистов и как работы Пикассо повлияли на русских художников. Выясним, что такое «симультанное ви́дение», и посмотрим, как художники передавали на холсте движение, скорость и шум.
Вебинар 4.
Конструктивизм
лектор: Мария Мороз
Конструктивизм одновременно зародился в конце 1920-х годов в СССР и Европе и стремился сделать искусство более функциональным. Например, главные советские конструктивисты — Александр Родченко и Варвара Степанова — рисовали рекламные плакаты и эскизы для промышленных товаров. Примерно те же задачи решали в это время их коллеги в школе Баухаус в Германии: они проектировали дома будущего и занимались дизайном.

На вебинаре выясним, как художники пытались приносить пользу обществу в России и Европе и чем различались эти подходы. Изучим утопические проекты Татлина, новые фотографические приёмы Родченко и архитектурные решения Гинзбурга и братьев Весниных. Поговорим о последователях Баухауса и проектах, которые они реализовали в СССР.
Вебинар 5.
Экспрессионизм
лектор: Мария Мороз
В Европе экспрессионизм появился в первом десятилетии ХХ века и был представлен двумя яркими группами художников: «Мост» во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером и «Синий всадник» Василия Кандинского и Франца Марка. Экспрессионисты стремились передать на холсте чувства и для этого использовали цвета и деформировали формы человеческого тела. В России это течение начало развиваться с 1994 года, когда в Москве прошла выставка немецких экспрессионистов.

На вебинаре узнаем, чем экспрессионисты отличались от фовистов, которые тоже любили яркие цвета. Научимся различать экспрессионизм художников из Мюнхена и Дрездена и увидим, как экспрессионизм отразился на раннем творчестве Александра Дейнеки, известного работами в стиле соцреализма.
Вебинар 6.
Абстракционизм
лектор: Мария Мороз
Первые абстрактные работы появились в 1910-х одновременно у нескольких художников. В России Казимир Малевич написал «Чёрный супрематический квадрат», Василий Кандинский в Германии — экспрессивные импровизации, а Пит Мондриан в Голландии — композиции из горизонтальных и вертикальных фигур. Современникам художников беспредметная живопись казалась чем-то революционным, но уже после Второй мировой войны язык абстракции стал для многих живописцев единственно возможным.

На вебинаре выясним, чем супрематизм Малевича отличается от неопластицизма Мондриана, а абстрактный экспрессионизм Поллока — от живописи цветовых полей Ротко. Узнаем, почему в СССР абстракцию долго запрещали и возродили только во время «оттепели», когда в стране начали проходить иностранные выставки.
Вебинар 7.
Концептуализм
лектор: Мария Мороз
Концептуалисты считают, что главное в произведении искусства — это идея. Благодаря ей шедевром может стать обычный писсуар или любой другой предмет обихода. Первые концептуальные произведения француза Марселя Дюшана появились ещё в 20-х, а окончательно концептуализм оформился на Западе только спустя полвека. В СССР концептуализм развивался в 70–80-х и отличался тем, что анализировал границы советской действительности и, например, жизнь в коммуналке.

На вебинаре изучим работы западного идеолога концептуализма Джозефа Кошута, и узнаем, какие три стула он выставил в музее. Выясним, как создали свой, московский, концептуализм художники Илья Кабаков и Виктор Пивоваров. Разберёмся, зачем художники отказались от изобразительности, и увидим, как они использовали в работах тексты и диаграммы.
Вебинар 8.
Поп-арт
лектор: Мария Мороз
Поп-арт появился на Западе в 50–60-х годах в ответ на распространение массовой культуры и развитие общества потребления. Тогда Энди Уорхол создал знаменитые изображения иконы поп-культуры Мэрилин Монро, а Рой Лихтенштейн — картины-комиксы. В СССР художники в это время производили лишь идеологические клише и о поп-арте почти ничего не слышали.

На вебинаре поговорим о работах самых знаменитых художников поп-арта Уорхола и Лихтенштейна. Выясним, зачем художник Том Вессельман изображал обнажённых американок и почему называл этих девушек великими. Узнаем, как советские художники в 70-х создали новое направление на стыке соцреализма и поп-арта — соц-арт, и посмотрим, как соц-арт высмеивал пропаганду в СССР.
Вебинар 9.
Гиперреализм
лектор: Мария Мороз
Гиперреализм возник в США в конце 60-х и объявил, по выражению философа Жана Бодрийяра, о смерти реальности. Гиперреалисты пытались осмыслить окружающий мир, но необычным образом: они брали фотографию и копировали её в увеличенном масштабе на холст. В России расцвет гиперреализма пришёлся на конец 70-х, когда обострился конфликт человека с советской действительностью.

На вебинаре увидим, при помощи каких технических приёмов гиперреалисты переводили на холсты изображения с фотографических снимков. Узнаем, почему художники обращали внимание на блестящие и отражающие предметы и почему в СССР не запрещали гиперреализм. Посмотрим, какие сцены из советской жизни запечатлели в своих работах главные русские гиперреалисты Семён Файбисович и Сергей Шерстюк.
Вебинар 10.
Акционизм
лектор: Мария Мороз
Акционизм стирает границы между жизнью и искусством и доказывает, что художник и его действия обладают такой же ценностью, что и картина. Зачатки акционизма можно найти уже в творчестве авангардистов начала XX века и в том, как Казимир Малевич гулял по Москве с деревянной ложкой в петлице. На Западе расцвет перформанса пришёлся на 60-е годы, а в России — лишь на 90-е.

На вебинаре узнаем, что такое художественная тактика «нападения» и «прямого действия» и сравним акции российских и западных художников. Разберёмся, зачем француз Ив Кляйн обмазывал голых моделей краской и катал их по холсту, а Марина Абрамович и её возлюбленный Улай сплелись волосами и сидели неподвижно спина к спине 17 часов. Выясним, что хотели сказать русские художники, которые ползли от станции метро к памятнику Владимира Маяковского.
Лектор
работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма
Мария Мороз
В 2012 году окончила факультет журналистики МГУ, в 2017 году — факультет истории искусств РГГУ по специальности «Искусствоведение».

«Занимаюсь исследованием русского искусства XIX—XX веков. Пробую систематизировать то, что происходит в современном искусстве через интервью с молодыми художниками для подкаста „Что ты творишь?"». Больше всего люблю определять, как связаны между собой разные художественные явления, как сформировался индивидуальный стиль художника и как раскрывать завуалированные символы и смыслы. Искусствоведение — это наука, которая помогает считывать визуальные образы, видеть не просто изображение пейзажа или чёрного квадрата, но той истории, которая сопровождает появление каждого произведения на свет. В этом диалоге с искусством можно открыть двери в самые разные области знания».