Критическое
мышление
Научитесь анализировать информацию и формировать собственную точку зрения
онлайн-курс
12
часов
6
вебинаров
старт
19 января
Смотрите сами. Вот примеры ошибочных убеждений, с которыми вы могли сталкиваться в жизни:
В эпоху фейковых новостей и постправды люди часто подменяют факты мнением, а логику — обращением к эмоциям.
а как правильно?
а как правильно?
а как правильно?
а как правильно?
Большинство не может ошибаться
Так принято — значит верно
Ну ведь никто не доказал обратного!
Если это говорит авторитетный человек, значит это правда
Апелляция к большинству (argumentum ad populum)
Во-первых, говоря о «большинстве», человек как правило апеллирует к личному опыту или к опыту знакомых, а не к статистическому большинству. Во-вторых, общепринятое мнение может быть ошибочным.
Апелляция к традиции (argumentum ad antiquitatem)
Традиции могут быть построены на ложных основаниях. Кроме того, то, что было актуально для традиции когда-то в прошлом может быть совсем не актуально сегодня.
Апелляция к незнанию (argumentum ad ignorantiam)
Если мы чего-то не знаем, это не даёт права заявлять, что утверждение истинно или ложно.
Апелляция к авторитету (argumentum ad verecundiam)
Истинность или ложность высказывания не зависят от того, насколько авторитетный человек перед вами. Даже самые умные, образованные и влиятельные люди могут ошибаться.
Критическое мышление — это набор навыков, которые помогают вылавливать такие ошибки, анализировать всё, что вам говорят, и защищаться от обмана и манипуляций. Как развить эти навыки — узнайте на курсе!
Программа курса:
19 января в 19:30
Как мы воспринимаем информацию и неосознанно её искажаем
+
Мозг и принятие решений
Мы живём в мире собственных представлений. И как бы мы ни старались, абсолютно объективную информацию о мире мы получить не можем — что-то где-то всё равно искажается. На вебинаре узнаем, какие ошибки мышления мы совершаем каждый день.
Разберёмся, что такое когнитивные искажения, эвристические правила и эффект фрейминга;
Узнаем, почему одну и ту же информацию мы воспринимаем по-разному в зависимости от подачи;
Разберёмся, почему мы не обращаем внимание на то, что противоречит нашему представлению о мире.
21 января в 19:30
+
Как научиться сомневаться и узнавать больше
Предубеждения и любопытство
Чтобы развивать критическое мышление, важно быть любопытным: не принимать ничего на веру и пытаться узнать о том, что вам говорят, как можно больше. На вебинаре научимся более осознанно подходить к информации.
Обсудим, почему такие слова, как «никогда», «всегда» и «опять» могут в корне изменить смысл суждения;
Узнаем, почему из нескольких объяснений лучшим оказывается самое простое;
Научимся делать логические выводы из предпосылок, формулировать исследовательский вопрос и выдвигать собственную идею.
24 января в 19:30
+
Как распознавать ошибки в логике и аргументах
Корректные рассуждения
В рассуждениях часто нарушается причинно-следственная связь, что заметить не так просто. На занятии обсудим разницу между корректными и некорректными рассуждениями.
Выясним, что такое ложная дилемма и почему важно уметь её находить;
Узнаем, почему фраза «Все так думают» — это ложный аргумент в споре;
Научимся находить ошибочные цепочки рассуждений.
28 января в 19:30
+
Что делает сообщение, текст или высказывание убедительным
Аргументация
Чтобы мыслить критически, нужно правильно понимать и оценивать аргументы в споре. На вебинаре разовьём этот навык. Научимся строить аргументы и проверять их на прочность.
Поймём разницу между аргументом и объяснением;
Узнаем, как устроен аргумент и чем хороший аргумент отличается от плохого;
Научимся критиковать сами и реагировать на чужую критику.
2 февраля в 19:30
+
Как форма подачи информации влияет на отношение к ней
Риторика
Риторика — это искусство убеждать без опоры на логические суждения. И чтобы овладеть критическим мышлением, очень важно научиться распознавать риторические приёмы в чужой речи и эффективно их использовать в своей. На занятии увидим, как работают риторические приёмы и как они на нас влияют.
Выясним, чем различаются объективный и субъективный взгляд на мир;
Изучим приёмы риторики и узнаем, что такое жаргон, «дымовая завеса» и «пустышки»;
Поймём, как относиться к языку и риторике критически.
4 февраля в 19:30
+
Как отличить факты от мнений и распознать фейковые новости
Фактчекинг
Мы живём в мире постправды — когда в любом споре обращение к эмоциям и авторитету оказывается важнее фактов. На занятии узнаем, как устроен фактчекинг (проверка фактов), и научимся верифицировать информацию.
Узнаем, что как постоянное повторение одного и того же усиливает убеждённость людей в этих идеях;
Разберёмся, как интернет ограничивает наш доступ к информации;
Поговорим о том, что такое сетевой эффект и тирания меньшинства.
Занятие длится 2 часа, проходит онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Вебинары
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Доступ навсегда
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Общение
Лектор курса — Юлия Горбатова
Кандидат философских наук, сооснователь и преподаватель «Свободного университета», Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Философия». Автор работ и статей по философии, логике и теологии.
На курсе я помогу вам овладеть этими навыками и умениями. Я расскажу, как можно научиться рассуждать в соответствии с ситуацией, в которой вы находитесь, принимать лучшие из возможных решений и управлять своим поведением.
Критическое мышление — это набор навыков и умений, которые помогают человеку найти решение практически любой проблемы.
Отзывы на лекции Юлии Горбатовой
Спасибо за лектора, спасибо за курс. Добавляет осмысленности, заставляет задуматься о многом, а не только об аргументации и убеждении. Курс намного глубже, чем заявленная тема. Спасибо.
Спасибо Юлии за профессиональный курс, за внимание к всем и каждому, за такое нужное знание -как говорить, общаться, для того, чтобы быть услышанным.
После лекции поменялось мировоззрение! Применяю полученные знания в повседневной жизни! Очень интересная лекция в приятной атмосфере! Спасибо большое организации и лектору!
Доступная подача материала.Лектор замечательная!!!Я довольна тем,что приобрела этот курс.Спасибо.
Интересная подача, слушатель всегда во внимании, доступный и занимательный материал! Благодарность лектору!
Аргументация
Алёна
Учиться на ошибках
Анастасия
Учиться на ошибках
Эвелина
Аргументация
Виктория
Аргументация
Ирина
Елена Рассказова 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.Практикующий клинический психолог, патопсихолог, психотерапевт Автор и соавтор более 100 публикаций по психосоматике, патопсихологии, позитивной психологии, психологии здоровья, психологии саморегуляции, математическим методам в психологии и психологии Интернета, в том числе 9 учебников и монографий. 


Образование: 

  • 2000 – 2005 – факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Диплом ВСА 0216020 от 2 июня 2005 года: психолог, клинический психолог, преподаватель психологии.
  • 2003 – 2008 – Московский Гештальт-Институт. Сертификат гештальт-терапевта.
  • 2005 – 2008 – аспирантура факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Диплом ДКН 069176 от 17 октября 2008 года: кандидат психологических наук по специальности «Медицинская психология».
  • 2008 – 2010 – European Sleep Research Society – EU Marie-Curie. Сертификат: прохождение обучающей программы тренинга в исследованиях и медицине сна
  • 2008 – 2010 – Beck Institute for Cognitive Therapy Institute. Сертификат: дипломант Академии когнитивной терапии (Филадельфия, США).
  • 2015 – 2016 – Texas Tech University, Institute for Measurement, Methodology, Analysis and Policy. Сертификаты: прохождение обучающих программ по темам «Прикладной лонгитюдное смешанное моделирование» (“Applied Longitudinal Mixture Modeling”), «Многоуровневое моделирование: основы и практическое приложение» (“Multilevel Modeling: Foundations and Applications”), «Лонгитюдное структурное моделирование» (“Longitudinal Structural Equation Modeling”).
  • 2016 – UtrechtUniversity, Summer School. Сертификат: прохождение обучающей программы по теме «Продвинутый курс в использовании Mplus» (“AdvancedcourseonusingMplus”).