18+
Как устроен
наш мозг
Узнайте, как работает наш главный орган, и используйте эти знания в повседневной жизни. Курс ведёт Вячеслав Дубынин — профессор МГУ, доктор биологических наук
Мозг влияет на всё, что мы делаем и чувствуем. И даже базовые знания о его работе помогают в повседневной жизни. Смотрите сами:
Принять ванну с солью. Магний (ионы магния) — важный участник процесса передачи сигнала по нейронам. Выше уровень магния (ионов магния) — медленнее передаётся сигнал. Как следствие, вы немного успокаиваетесь.
узнать ответ
узнать ответ
узнать ответ
Как справиться с сильным волнением?
Как побороть лень?
Как успокоиться?
Представьте, что ваша задача — это миссия в игре. Если её выполните, получите приз, например, посмотрите уже сегодня новую серию любимого сериала. Так вы подключите центр, который отвечает в мозге за положительное подкрепление, и выполнить задачу будет проще. Только не забудьте в конце наградить себя!

Задержите дыхание. Для мозга дыхание — жизненно важная потребность. Если вы перестанете нормально дышать, мозг переключится на эту, более опасную для него проблему. То, что вас беспокоило, перестанет быть таким страшным.
Если вы хотите понимать, как устроен мозг и как он влияет на ваше поведение, желания и эмоции, записывайтесь на курс!
На курсе узнаем:
Какие отделы мозга существуют и какие функции они выполняют;
Как устроена нервная клетка и как по ней передаются сигналы;
Что такое нейромедиаторы и как они заставляют нас радоваться и грустить;
Какие потребности заложены в наш мозг и как эмоции помогают их удовлетворять;
Как работает память и какую роль в этом играем гиппокамп;
Почему за движения тела отвечает почти две трети нервных клеток;
Что такое сенсорные системы и как устроено зрение;
Что мозг считает стрессом и почему хронический стресс очень опасен.
Как проходит обучение
Курс состоит из вводного, заключительного и 7 больших уроков. В каждом уроке — видео по 15–20 минут. К каждой видеолекции мы подготовили конспект. Лектор понятно рассказывает о сложных процессах в работе мозга и приводит знакомые примеры из жизни.
Смотрите видеоуроки
Фрагмент урока об отделах мозга
норадреналин
ацетилхолин
дофамин
глутамат
серотонин
ГАМК
К каждому уроку есть дополнительные статьи, чтобы вы глубже погрузились в каждую тему. И список дополнительной литературы, если решите не останавливаться.
Углубляйте знания
Нейромедиаторы
А ещё для каждого раздела мы подготовили тренажёры и один большой заключительный тест, чтобы вы могли себя проверить.
Закрепляйте знания
выберите ответ прямо здесь
Какие цвета человек различает на уровне сетчатки?
чёрный и белый
красный и зеленый
красный, синий и зелёный
Правильно! На сетчатке глаза человека есть фоторецепторы, которые воспринимают чёрно-бело изображение и только три цвета: синий, красный и зелёный. А все остальные цвета в мире мы видим именно через смешение этих оттенков.
Программа курса
+
Вводный урок
Знакомство и общие параметры нервной системы
Знакомимся с программой курса, изучаем общие параметры нервной системы и проверяем на прочность мифы о работе мозга.
+
Отделы мозга и их функции
За что отвечают разные отделы мозга и как устроен нейрон
Мозг — это сложная система, и в первую очередь мы изучим её общее строение. Узнаем, какие отделы мозга существуют — от стволовых структур до коры больших полушарий. Разберёмся, какие отделы отвечают за движение, память и эмоции. Выясним, как устроены нейроны и зачем нужны их отростки.
+
Передача информации
Как устроены синапсы и как работают нейромедиаторы
Чтобы мы нажали на кнопку или поднесли ложку ко рту, по нашим нейронам должны пройти особые химические и электрические сигналы. Как именно это происходит — узнаем в этом уроке. Выясним, как информация циркулирует по нервным клеткам и чем электричество в теле отличается от тока в проводах. Поговорим о нейромедиаторах — веществах, которые заставляют нас радоваться и грустить.

+
Потребности и эмоции
Чего хочет мозг и зачем мы грустим и радуемся
Когда мы удовлетворяем потребности мозга, он поощряет нас положительными эмоциями. А когда делаем что-то не так — предупреждает негативными. В этом уроке узнаем, какие потребности заложены в наш мозг и как эмоции помогают нам выживать. Разберёмся, как потребности связаны с рефлексами и бессознательным и почему мозгу важно бороться за свободу и учиться новому.

+
Память и мышление
Как мы храним информацию и принимаем решения

Память — странная штука. Мы почему-то помним наизусть строчки из попсовой песни 90-х, а важную информацию забываем. В этом уроке узнаем, как работает память и мышление. Выясним, как нервная система выбирает оптимальные программы поведения и какими отделами мозга мы мечтаем, а какими — принимаем решения. Разберёмся в различиях между кратковременной и долговременной памятью и узнаем, какую роль в работе памяти играет гиппокамп.

+
Движение
Что такое мотонейроны и зачем нужны рефлексы
Две трети наших нервных клеток задействованы в управлении движениями тела. В этом уроке узнаем, как мозг заставляет нас двигаться и зачем тратит на это столько сил. Выясним, что такое чёрная субстанция и как формируется коленный рефлекс, а как — свободные движения. Поймём, почему нам нравится бегать и танцевать и зачем мы машем руками при ходьбе.
+
Сенсорные системы
Как наш мозг воспринимает и обрабатывает информацию
Наш мозг узнаёт об окружающем мире через сенсорные системы — зрение, слух, обоняние, осязание и не только. О них и расскажем в этом уроке. Подробно поговорим о зрении и узнаем, как мы распознаём цвета и почему даже в изображении розетки можем разглядеть черты человеческого лица. Выясним, какие алгоритмы обработки информации используют нейронные сети и где в коре больших полушарий находятся «карты» кожной поверхности и сетчатки.
+
Стресс
Как мозг реагирует на проблемы и почему стресс не всегда вреден
Иногда наш мозг слишком много работает — такое чрезмерное напряжение мы называем стрессом. О природе стресса и его последствиях для мозга и организма поговорим в этом уроке. Узнаем, что именно мозг считает стрессом и почему, когда мы нервничаем, может прихватить живот. Разберёмся, чем опасен хронический стресс и почему в одних ситуациях мы реагирует на стресс агрессивно, а в каких-то спасаемся бегством.


+
Заключительный урок
Подводим итоги и проверяем полученные знания
В последнем видео обобщим всё, что узнали на курсе, и проверим себя в итоговом тесте. Посоветуем список дополнительных источников — курсы, видео, литературу — для тех, кто захочет глубже погрузиться в нейронауку.

Лектор курса —
Вячеслав Дубынин
Мозг — моя основная специальность, как учёный я занимаюсь этой темой более 30 лет. Для этого курса мы отобрали самые важные темы, касающиеся работы мозга и нервной системы человека. Слушая мои лекции, вы будете всё глубже погружаться в разные сферы деятельности нервной системы, лучше узнаете себя и станете более осмысленными пользователями этой сложнейшей машины под названием мозг.

Я уверен, что полученные на курсе знания пригодятся каждому. А если после курса вы захотите продолжить погружение в нейронауку, советую вам обратиться к другим моим курсам в Синхронизации — «Чего хочет наш мозг» и «Химии мозга»
Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, нейробиолог, нейрофизиолог, нейрофармаколог
Отзывы на лекции Вячеслава Дубынина
Супер! Спасибо большое! Лектор просто потрясающий. Так увлекательно и при этом информативно, структурировано. Восторг!
Вера
«Как устроен наш мозг»
Лекции проф.Дубынина - уникальны, т.к. информация с одной стороны изложена понятным языком, а с другой - в них переработан такой объем информации, который самому очень сложно найти и усвоить.
Мария
«Как устроен наш мозг»
Несмотря на сложность материала, лектору удаётся настолько просто и интересно излагать его. С нетерпением жду каждой следующей лекции. Спасибо.
Лана
«Как устроен наш мозг»
Интересно, доходчиво, с юмором. Особенно нравится, когда материал сопровождается примерами из жизни или мира животных. Прекрасный преподаватель! Большое спасибо!
Александра
«Химия мозга»
Курс - абсолютно импульсное приобретение! С первой секунды Вячеслав захватил внимание и увлек в мир мозга )) Если можно были бы поставить 20 из 10, я бы поставила.
Катерина
«Как устроен наш мозг»
Замечательный курс для тех кто интересуется мозгом, тем как он устроен и хочет разобраться почему мы действуем так или иначе в какой-либо ситуации.
Светлана
«Химия мозга»