Гид по русскому искусству
От икон Рублёва до картин Малевича за 8 занятий
вебинарный курс в записи
16
часов
8
вебинаров
О русском искусстве много спорят. Оно самобытно или полно заимствований? Русская живопись ближе к Востоку или к Западу? В конце концов, почему «Чёрный квадрат» Малевича — шедевр? За 8 занятий ответим на эти вопросы и проследим, как развивалась русская живопись на протяжении последней тысячи лет
А ещё мы узнаем
Почему Андрей Рублёв и Феофан Грек стали самыми известными русскими иконописцами и как понимать язык икон
Как в России появилась светская живопись и почему главный жанр XVIII века — портрет
Почему передвижники считались бунтарями, а позже превратились в классиков отечественного искусства
Чему Серов и Коровин научились у французских импрессионистов
Почему Малевич мог бы удивиться, если бы узнал, что он авангардист
Узнаем, чем русское искусство отличается от искусства других стран и гарантированно полюбим Третьяковку и Русский музей
Занятие 1
От первых икон до работ Феофана Грека и Андрея Рублёва
+
Древнерусская икона
Кажется, что все русские иконы похожи друг на друга и веками писались в одной и той же манере. Из-за этого иконы часто считают скучными, а залы с ними обходят за минуту. На вебинаре поймём, как развивалось русская живопись и научимся читать язык икон. Узнаем:
Когда на Руси появилось изобразительное искусство;
Какие образы и техники древнерусские мастера заимствовали у византийских, а какие зародились на русской земле;
Чем различаются региональные иконописные школы;
Почему Феофана Грека и Андрея Рублёва выделяют среди прочих иконописцев.
Занятие 2
+
От икон к первым портретам
Живопись XV — начала XVIII века
Во времена Ивана Грозного светская живопись начала медленно вытеснять религиозную. На вебинаре выясним, чем эти виды искусства отличаются друг от друга и поймём, бывают ли изображения святых реалистичными. Узнаем:
Чем работы иконописца Дионисия отличаются от шедевров Феофана Грека и Андрея Рублёва;
Как в русской живописи появились портреты и почему их называли парсунами;
Что такое мастерские московского Кремля и как Оружейная палата объединила лучших иконописцев и художников XVII века;
Как Симон Ушаков в 22 года получил статус «царского жалованного иконописца», к которому другие мастера шли десятилетиями.
Занятие 3
+
Кипренский, Рокотов и появление Академии Художеств
XVIII век: эпоха портрета
XVIII столетие — эпоха изысканных манер, грандиозных дворцов и хрупкого фарфора. Она началась с реформатора Петра Великого и завершилась кратким правлением Павла I, а главным жанром этого времени стали портреты. На вебинаре выясним, как в России появилась светская живопись, и узнаем:
Как выглядели первые русские портреты и кто стал первым русским портретистом;
Какие истории скрываются за образами на полотнах Рокотова и Кипренского;
Когда появилась первая художественная Академия и на какие стандарты ориентировались молодые художники;
Кто из русских живописцев работал в технике Леонардо да Винчи;
Какими были стандарты красоты XVIII века и какие требования заказчики предъявляли портретистам.
Занятие 4
+
Айвазовский, Брюллов, Тропинин
XIX век: эпоха романтизма
После войны с Наполеоном в русском обществе начали набирать популярность либеральные настроения, которые отразились и в искусстве. Живопись стала эмоциональной и романтической. На вебинаре выясним, кто из художников стал первым русским романтиком, и узнаем:
Почему лучших выпускников Академии отправляли в Италию;
У кого из русских живописцев галерея Уффици запросила автопортрет для своей коллекции;
Почему море на картинах Айвазовского заставляет нас переживать, радоваться и чувствовать спокойствие;
Из-за чего умер Карл Брюллов;
Что такое бытовой жанр и кто стал его родоначальником;
Почему крестьянки с картин Тропинина похожи на воздушные пирожные.
Занятие 5
+
Саврасов, Репин, Суриков, Крамской
Бунт Передвижников
В конце XIX века участники Товарищества передвижных художественных выставок взбунтовались против европейской классики и строгих правил Академии художеств. На вебинаре узнаем, как этот бунт изменил русское искусство, а также выясним:
Как образовалось Товарищество и каким был его путь;
Что думали о передвижниках современники, а что — европейские критики;
Как изменился русский пейзаж благодаря Саврасову и почему картина «Грачи прилетели» стала классикой русского пейзажа;
Что рассказывают о Некрасове, Салтыкове-Щедрине и Толстом портреты авторства Ивана Крамского;
Как передвижники относились к импрессионистам и использовали ли они открытия французских художников.
Занятие 6
+
Серов, Врубель, «Голубая роза», «Мир искусства»
Многоликий модерн
Модерн стал первым по-настоящему международным стилем, и с его помощью русское искусство тоже превратилось в международное. На вебинаре разберёмся, как модернисты изменили наши представления о Санкт-Петербурге. Выясним, что особенного в русском модерне, и узнаем:
Как связаны модерн и символизм;
Какие художественные объединения появились в эпоху модернизма и чем «Голубая роза» отличается от «Мира искусства»;
Как Врубель пришёл к образу Демона;
Почему все француженки начала ХХ века мечтали о платье «а-ля Бакст»;
Какие работы Серова относятся к стилистике модерна;
Как модерн подготовил почву для авангардной революции в искусстве.
Занятие 7
+
Малевич, Гончарова, Ларионов, Татлин и объединения авангардистов
Революционный авангард
Из русского искусства во всём мире больше всего ценят авангард — за его радикальность. На вебинаре научимся понимать язык геометрических фигур и экспрессивной абстракции, а также узнаем:
Почему в начале ХХ века художники решили «бросить с парохода современности» классическое искусство;
Когда появился термин «авангард» и почему Малевич не считал себя авангардистом;
Что привнесли в искусство объединения «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи» и другие;
Как Наталья Гончарова стала одной из самых дорогих художниц в мире;
Почему русские художники перестали писать портреты и пейзажи и заменили их на круги и квадраты;
Как используются «языки» авангарда в наши дни и чем вдохновляются современные архитекторы и дизайнеры.
Занятие 8
+
Кабаков, Кулик и советский андеграунд
XX век: от соцреализма до акционизма
В эпоху правления Сталина авангард перестал соответствовать задачам, которые ставило перед искусством государство. Он не воспитывал правильного советского человека и не славил власть. Авангардисты ушли в подполье, а официальным искусством СССР стал соцреализм. На вебинаре выясним, как разрешённая живопись сосуществовала с андеграундом и как развивалось искусство от 30-x годов XX века до распада СССР. Узнаем:
Как закончился авангард;
Почему Александр Герасимов стал главным художником эпохи Сталина;
Каким был советский андеграунд и как он вышел из подполья;
Как «Бульдозерная выставка» изменила советское искусство;
Что такое «тотальная инсталляция», которую изобрёл Илья Кабаков;
Зачем художник Олег Кулик изображал из себя собаку и бросался на людей.
Занятие длится 2 часа, это записи вебинаров с преподавателем
Записи вебинаров
Записи вебинаров остаются навсегда в вашем личном кабинете
Доступ навсегда
Вы можете задать вопрос авторам курса в комментариях
Общение
Лектор курса — Мария Мороз
Методист просветительских программ в Московском музее современного искусства. Работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма (сокуратор выставок «Импрессионизм в авангарде», «Николай Мещерин. Выход из суеты», «Импрессионизм и испанское искусство»). Пишет статьи о культуре для изданий «НОЖ», «Итар-Тасс», «Афиша». Окончила факультет журналистики МГУ и факультет истории искусств РГГУ по специальности «Искусствоведение».