Главные -измы
в искусстве XX века
Сравниваем ключевые направления в современном искусстве на Западе и в России
вебинарный курс в записи
20
часов
10
вебинаров
Течения в искусстве часто ассоциируются с конкретной страной. Импрессионизм — с Францией, футуризм — с Италией, а поп-арт — с США. Но не всё так однозначно. В России тоже были художники-импрессионисты и последователи американского поп-арта, а на Западе по-своему развивались абстракционизм и конструктивизм русских авторов
На курсе мы узнаем
Откуда в России взялся импрессионизм и чем он отличается от французского
Что общего у изображений Руанского собора кисти импрессиониста Клода Моне и картин с индюшками авангардиста Михаила Ларионова
Почему приезд в Санкт-Петербург основателя футуризма Филиппо Маринетти вызвал скандал
Почему советские абстракционисты 60-х годов писали картины маленьких «чемоданных» форматов, пока их коллеги на Западе создавали гигантские картины
Какими работами немецких экспрессионистов вдохновился советский художник Юрий Пименов, изображавший инвалидов войны
Как художники-концептуалисты в Европе и СССР доказывали, что искусством может быть перевёрнутый писсуар и график выноса помойного ведра
Как акционизм превратил тело художника в искусство и почему Казимира Малевича можно назвать одним из первых акционистов
На курсе изучим 10 главных направлений в живописи XX века и посмотрим, чем отличались художественные методы и теории в России и на Западе
Занятие 1
Моне, Ренуар, Серов, Коровин
+
Импрессионизм
Первая выставка французских импрессионистов в Париже прошла в 1874 году. На ней оказался и русский живописец Василий Поленов, который вместе с Валентином Серовым и Константином Коровиным разрабатывал идеи и приёмы импрессионизма на русской почве. Русские импрессионисты отличались от французов: они использовали более сложные и землистые цвета и писали работы долго, а не за пару сеансов на пленэре.

На вебинаре узнаем, почему именно с импрессионизма в Европе началась история модернизма. Увидим, как русские художники переосмыслили приёмы западных коллег, и разберёмся, как они работали с цветом и светом. Выясним, как этюд в России стал полноценным художественным произведением.
Занятие 2
+
Гоген, Матисс, Руссо, Пиросмани
Неопримитивизм
Художники начала XX века хотели взглянуть на мир непредвзято. Для этого они обратились к наивному искусству: Гоген отправился за вдохновением на Таити, Пикассо искал красоту в древних деревянных фигурках и масках, а Матисс экспериментировал с чистым цветом, как на средневековых витражах. Русские же художники выбрали более радикальный путь: они стали имитировать стиль народного искусства.

На вебинаре узнаем, где черпали вдохновение русские неопримитивисты и чем им нравились народный лубок и русская икона. Выясним, какие приёмы работы с цветом использовали художники, и сравним картины главных представителей направления во Франции и Российской империи — Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Занятие 3
+
Пикассо, Брак, Малевич
Кубизм и футуризм
В конце 1900-х во Франции появился кубизм, а в Италии — футуризм. Кубисты пытались изобразить предмет сразу с нескольких сторон, а футуристы — воспеть скорость и показать предмет в движении. Они отказались от классических представлений о работе с формой и цветом и приблизились к абстракции. Русские же художники в середине 1910-х соединили и трансформировали эти теории и создали новое направление — кубофутуризм.

На вебинаре узнаем, кто из коллекционеров привёз в Россию кубистов и как работы Пикассо повлияли на русских художников. Выясним, что такое «симультанное ви́дение», и посмотрим, как художники передавали на холсте движение, скорость и шум.
Занятие 4
+
Родченко, Степанова, Татлин, Гинзбург
Конструктивизм
Конструктивизм одновременно зародился в конце 1920-х годов в СССР и Европе и стремился сделать искусство более функциональным. Например, главные советские конструктивисты — Александр Родченко и Варвара Степанова — рисовали рекламные плакаты и эскизы для промышленных товаров. Примерно те же задачи решали в это время их коллеги в школе Баухаус в Германии: они проектировали дома будущего и занимались дизайном.

На вебинаре выясним, как художники пытались приносить пользу обществу в России и Европе и чем различались эти подходы. Изучим утопические проекты Татлина, новые фотографические приёмы Родченко и архитектурные решения Гинзбурга и братьев Весниных. Поговорим о последователях Баухауса и проектах, которые они реализовали в СССР.
Занятие 5
+
Кирхнер, Кандинский, Марк, Дейнека
Экспрессионизм
В Европе экспрессионизм появился в первом десятилетии ХХ века и был представлен двумя яркими группами художников: «Мост» во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером и «Синий всадник» Василия Кандинского и Франца Марка. Экспрессионисты стремились передать на холсте чувства и для этого использовали цвета и деформировали формы человеческого тела. В России это течение начало развиваться с 1994 года, когда в Москве прошла выставка немецких экспрессионистов.

На вебинаре узнаем, чем экспрессионисты отличались от фовистов, которые тоже любили яркие цвета. Научимся различать экспрессионизм художников из Мюнхена и Дрездена и увидим, как экспрессионизм отразился на раннем творчестве Александра Дейнеки, известного работами в стиле соцреализма.
Занятие 6
+
Мондриан, Кандинский, Малевич
Абстракционизм
Первые абстрактные работы появились в 1910-х одновременно у нескольких художников. В России Казимир Малевич написал «Чёрный супрематический квадрат», Василий Кандинский в Германии — экспрессивные импровизации, а Пит Мондриан в Голландии — композиции из горизонтальных и вертикальных фигур. Современникам художников беспредметная живопись казалась чем-то революционным, но уже после Второй мировой войны язык абстракции стал для многих живописцев единственно возможным.

На вебинаре выясним, чем супрематизм Малевича отличается от неопластицизма Мондриана, а абстрактный экспрессионизм Поллока — от живописи цветовых полей Ротко. Узнаем, почему в СССР абстракцию долго запрещали и возродили только во время «оттепели», когда в стране начали проходить иностранные выставки.
Занятие 7
+
Кошут, Кабаков, Пивоваров
Концептуализм
Концептуалисты считают, что главное в произведении искусства — это идея. Благодаря ей шедевром может стать обычный писсуар или любой другой предмет обихода. Первые концептуальные произведения француза Марселя Дюшана появились ещё в 20-х, а окончательно концептуализм оформился на Западе только спустя полвека. В СССР концептуализм развивался в 70–80-х и отличался тем, что анализировал границы советской действительности и, например, жизнь в коммуналке.

На вебинаре изучим работы западного идеолога концептуализма Джозефа Кошута, и узнаем, какие три стула он выставил в музее. Выясним, как создали свой, московский, концептуализм художники Илья Кабаков и Виктор Пивоваров. Разберёмся, зачем художники отказались от изобразительности, и увидим, как они использовали в работах тексты и диаграммы.
Занятие 8
+
Уорхол, Лихтенштейн, Булатов
Поп-арт
Поп-арт появился на Западе в 50–60-х годах в ответ на распространение массовой культуры и развитие общества потребления. Тогда Энди Уорхол создал знаменитые изображения иконы поп-культуры Мэрилин Монро, а Рой Лихтенштейн — картины-комиксы. В СССР художники в это время производили лишь идеологические клише и о поп-арте почти ничего не слышали.

На вебинаре поговорим о работах самых знаменитых художников поп-арта Уорхола и Лихтенштейна. Выясним, зачем художник Том Вессельман изображал обнажённых американок и почему называл этих девушек великими. Узнаем, как советские художники в 70-х создали новое направление на стыке соцреализма и поп-арта — соц-арт, и посмотрим, как соц-арт высмеивал пропаганду в СССР.
Занятие 9
+
Клоуз, Бетчли, Файбисович
Гиперреализм
Гиперреализм возник в США в конце 60-х и объявил, по выражению философа Жана Бодрийяра, о смерти реальности. Гиперреалисты пытались осмыслить окружающий мир, но необычным образом: они брали фотографию и копировали её в увеличенном масштабе на холст. В России расцвет гиперреализма пришёлся на конец 70-х, когда обострился конфликт человека с советской действительностью.

На вебинаре увидим, при помощи каких технических приёмов гиперреалисты переводили на холсты изображения с фотографических снимков. Узнаем, почему художники обращали внимание на блестящие и отражающие предметы и почему в СССР не запрещали гиперреализм. Посмотрим, какие сцены из советской жизни запечатлели в своих работах главные русские гиперреалисты Семён Файбисович и Сергей Шерстюк.
Занятие 10
+
Кляйн, Абрамович, Э.Т.И, «Война»
Акционизм
Акционизм стирает границы между жизнью и искусством и доказывает, что художник и его действия обладают такой же ценностью, что и картина. Зачатки акционизма можно найти уже в творчестве авангардистов начала XX века и в том, как Казимир Малевич гулял по Москве с деревянной ложкой в петлице. На Западе расцвет перформанса пришёлся на 60-е годы, а в России — лишь на 90-е.

На вебинаре узнаем, что такое художественная тактика «нападения» и «прямого действия» и сравним акции российских и западных художников. Разберёмся, зачем француз Ив Кляйн обмазывал голых моделей краской и катал их по холсту, а Марина Абрамович и её возлюбленный Улай сплелись волосами и сидели неподвижно спина к спине 17 часов. Выясним, что хотели сказать русские художники, которые ползли от станции метро к памятнику Владимира Маяковского.
Занятие длится 2 часа, это записи вебинаров с преподавателем
Записи вебинаров
Записи вебинаров остаются навсегда в вашем личном кабинете
Доступ навсегда
Вы можете задать вопрос авторам курса в комментариях
Общение
Лектор курса — Мария Мороз
Методист просветительских программ в Московском музее современного искусства. Работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма (сокуратор выставок «Импрессионизм в авангарде», «Николай Мещерин. Выход из суеты», «Импрессионизм и испанское искусство»). Пишет статьи о культуре для изданий «НОЖ», «Итар-Тасс», «Афиша». Окончила факультет журналистики МГУ и факультет истории искусств РГГУ по специальности «Искусствоведение»
Елена Рассказова 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.Практикующий клинический психолог, патопсихолог, психотерапевт Автор и соавтор более 100 публикаций по психосоматике, патопсихологии, позитивной психологии, психологии здоровья, психологии саморегуляции, математическим методам в психологии и психологии Интернета, в том числе 9 учебников и монографий. 


Образование: 

  • 2000 – 2005 – факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Диплом ВСА 0216020 от 2 июня 2005 года: психолог, клинический психолог, преподаватель психологии.
  • 2003 – 2008 – Московский Гештальт-Институт. Сертификат гештальт-терапевта.
  • 2005 – 2008 – аспирантура факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Диплом ДКН 069176 от 17 октября 2008 года: кандидат психологических наук по специальности «Медицинская психология».
  • 2008 – 2010 – European Sleep Research Society – EU Marie-Curie. Сертификат: прохождение обучающей программы тренинга в исследованиях и медицине сна
  • 2008 – 2010 – Beck Institute for Cognitive Therapy Institute. Сертификат: дипломант Академии когнитивной терапии (Филадельфия, США).
  • 2015 – 2016 – Texas Tech University, Institute for Measurement, Methodology, Analysis and Policy. Сертификаты: прохождение обучающих программ по темам «Прикладной лонгитюдное смешанное моделирование» (“Applied Longitudinal Mixture Modeling”), «Многоуровневое моделирование: основы и практическое приложение» (“Multilevel Modeling: Foundations and Applications”), «Лонгитюдное структурное моделирование» (“Longitudinal Structural Equation Modeling”).
  • 2016 – UtrechtUniversity, Summer School. Сертификат: прохождение обучающей программы по теме «Продвинутый курс в использовании Mplus» (“AdvancedcourseonusingMplus”).