Как работает свет в кино
Свет — мощный инструменты кино, способный влиять на эмоциональное восприятие картины и выражать авторские идеи.
На примере фильма «Джокер» режиссёра Тодда Филлипса разберёмся, зачем и как используют разные схемы света.
Идентификационное движение
Движение камеры позволило зрителю лучше чувствовать ощущения киногероев.
Движение за героем
Движение от лица героя
007: Координаты „Скайфолл"», реж. Сэм Мендес
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», реж. Терри Гиллиам
Метафоричное движение
Движение камеры может передавать не только буквальные ощущения персонажей, но и создавать дополнительные смыслы. У каждого режиссёра значение таких кадров индивидуально. Разберёмся, какие метафоры скрыты в двух сценах из фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.
Эффект нарастающего напряжения


Эффект единого пространства


Режиссёр создаёт этот эффект за счёт повторения кругового движения камеры, как будто затягивая петлю.
Режиссёр создаёт этот эффект за счёт движения камеры, переходя от одного героя к другому. Это называется «авторской панорамой».
Формалистское движение
Движение камеры может не нести какой-либо смысловой нагрузки, а исключительно передавать эстетику кадра.
«Великий Гэтсби», реж. Баз Лурман
28 мм
50 мм
90 мм
120 мм
180 мм
200 мм
400 мм
600 мм
Угол обзора
Объектив
Широкоугольный
Среднефокусный
Длиннофокусный
Сверхдлиннофокусный
Эффект
Эффект раздвижения пространства
Эффект присутствия
Эффект приближения, сжатия пространства
Эффект приближения, сжатия пространства
Пример
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»,
реж. Терри Гиллиам
«Психо»,
реж. Альфред Хичкок
«007: Координаты „Скайфолл"»
реж. Сэм Мендес
«Отель „Гранд Будапешт"»,
реж. Уэс Андерсон
Сверхдлиннофокусный объектив
Длиннофокусный объектив
Среднефокусный объектив
Широкоугольный объектив
Сверхдлиннофокусный объектив
Среднефокусный объектив
Длиннофокусный объектив
Широкоугольный объектив
Сверхдлинно-фокусный объектив
Пример
Пример
Пример
Пример
28 мм
50 мм
90 мм
120 мм
180 мм
200 мм
400 мм
600 мм
Диафрагма
Диафрагма — второй важнейший параметр объектива. Так называют величину относительного отверстия объектива. Диафрагма работает подобно человеческому зрачку: если света слишком много — сужается, если мало — раскрывается. А ещё:
определяет количество света, которое попадает на плёнку;
влияет на ГРИП: чем больше диафрагма закрыта, тем больше становится глубина резкости.
F/2
F/2.8
F/4
F/5.6
F/8
F/11
F/16
Типы экранного пространства
В кадре действие происходит одновременно на переднем и заднем планах. Но человеческое зрение не может воспринимать два действия одновременно. В зависимости от глубины резкости выделяют два одноплановых и два многоплановых типа экранных пространств. Выбирая тот или иной тип кадра, режиссёр акцентирует наше внимание на нужном действии или объекте.
Разберём типы экранного пространства на примере кадров из фильма «007: Координаты „Скайфолл"» режиссёра Сэма Мендеса.
Одноплановые кадры
Плоский кадр
Объемный одноплановый кадр
Многоплановые кадры
Многоплановый кадр с взаимодействием планов
Кадр с активным задним планом