Великие открытия ХХ века
Тест по психологии
Открытия в психологии — самые противоречивые. То, что в начале XX века казалось благом, через пару десятилетией оказывалось губительным для психики. Но было и множество открытий, которые помогают нам лучше узнавать себя до сих пор. Мы собрали 10 историй об удачных и не очень психологических экспериментах. Проверьте, был ли у вас шанс стать знатоком человеческой души в прошлом столетии.
начать тест
На дворе 1900 год. Вы закупаете книги для своей сети магазинчиков в Австрии и делаете ставку на неизвестного автора. Вы ещё не знаете, что в будущем его книга изменит мир, но произведение кажется вам перспективным. Однако риск не оправдывается — тираж пылится на полке и не находит читателей. Что же вы купили?
Нет. Чехов действительно написал «Три сестры» в 1900 году, но пьесу ждал успех уже при жизни автора. В России её поставили в МХТ, текст перевели на несколько языков. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Фрейда — повезло не так сильно. Труд о бессознательном поначалу не пользовался популярностью.
Мирбо действительно написал «Дневник горничной» в 1900 году, но эта книга сразу стала хитом. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Зигмунда Фрейда — повезло меньше. Труд о бессознательном поначалу не пользовался популярностью.
Вы правы! Первая книга Фрейда долго не пользовалась успехом — труд про бессознательное показался читателям слишком сложным. Но уже в этой книге изложены основы психоанализа, который в XX веке дал начало одному из самых популярных терапевтических подходов в психологии.
Драйзер действительно написал первый роман в 1900 году, но труд писателя быстро оценили. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Зигмунда Фрейда — повезло меньше. Работа о бессознательном поначалу не пользовалась популярностью.
дальше
проверить
узнать результат
В 1907 году академик Иван Павлов получил Нобелевскую премию «за работу в области физиологии пищеварения». Получив награду, он не прекращает работу и исследует процессы обучения животных. Он попросил вас научить собаку откликаться на своё имя. Как будете это делать?
Ничего не получится: у собаки нет стимула возвращаться. Чтобы она начала отзываться на имя, нужно сформировать условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
Именно так вы учите собаку откликаться на имя. Павлов называл это условным рефлексом — приобретённой реакцией организма на определённые изменения.
Ничего не получится: чтобы собака начала отзываться на имя, нужно сформировать у неё условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
Скорее всего, ничего не получится. Чтобы собака начала отзываться на имя, нужно сформировать у неё условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
дальше
проверить
узнать результат
В 1910 году вы стали учёным Максом Вертгеймером и исследуете, как человек воспринимает движение. Для этого вы одну за другой включаете лампочки, которые расположены в ряд. В ваше время считают, что любое переживание человек разделяет на элементарные составляющие. То есть каждая лампочка — это отдельная вспышка света. Вы же уверены, что свет загорающихся лампочек может восприниматься как волна, то есть как единое движение. Нужно только правильно провести эксперимент. Как именно?
При слишком маленьком интервале будет казаться, что вспышки происходят одновременно. А вот при среднем интервале — от 60 до 200 миллисекунд — загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая помогла психологам объяснить многие процессы восприятия и мышления.
Именно! При таком интервале загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
При слишком большом интервале будет казаться, что лампочки загораются отдельно. А вот при среднем интервале — от 60 до 200 миллисекунд — загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
Так будет казаться, что вспышки происходят одновременно. Оставим две лампочки и будем зажигать их со средним интервалом — от 60 до 200 миллисекунд. Загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
дальше
проверить
узнать результат
В 1919 году вы с психологом Джоном Уотсоном собираетесь доказать, что поведение человека можно представить как цепочку сложных рефлексов. Для этого вы хотите вызвать у здорового младенца новую эмоциональную реакцию там, где её раньше не было. Какой эксперимент проведёте?
Такой эксперимент действительно был и назывался «Маленький Альберт». Ребёнок пугался неожиданного громкого звука и ассоциировал его с крысой. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда по стальной пластине уже никто не бил. Эксперимент кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
Вряд ли ребенок среагирует на такой стимул. Вместо этого Уотсон давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у ребёнка за спиной. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить. Эксперимент, который должен был подтвердить теорию бихевиоризма, наоборот позволил ещё больше усомниться ней.
Вряд ли ребенок среагирует на такой стимул. Вместо этого Уотсон давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у ребёнка за спиной. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
Вероятно, так у ребёнка будет проявляться ориентировочный рефлекс. Он возникает в ответ на быстро происходящие изменения. Но у Уотсона была другая задача. Он давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у него за спиной. В итоге крыса начала пугать ребёнка, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
дальше
проверить
узнать результат
Сейчас 1932 год. Вы помогаете молодому психологу Берресу Фредерику Скиннеру изучать на мышах оперантное обучение. При таком обучении животное получает подкрепление только за определенный тип поведения. Мышь находится в коробке с металлическим полом, внутри есть рычаг и закрытая кормушка с едой. Ваша задача — сделать так, чтобы мышь поняла, за что именно она получает корм. Какой эксперимент вы проведёте?
Гуманный эксперимент, но до вас его уже провёл физиолог Иван Павлов. Мышь при этом не научится чему-то новому. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать новую систему обучения в школах — линейный алгоритм обучения. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Мышь довольна, но ничему не научилась. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Это жестокий метод. К тому же, так мышь не поймёт, как ей получить пищу. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Верно! Скиннер давал мышке корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
дальше
проверить
узнать результат
Наступили 40-е годы, вы помогаете психологу Абрахаму Маслоу исследовать потребности людей и выяснять, что для человека важнее всего. Данные для исследования вы решаете собрать простым и вроде бы объективным методом. Но уже скоро за него-то вас и раскритикуют. Что за метод вы выбрали?
Речь действительно о пирамиде Маслоу, по которой на первом месте у человека физиологические потребности, а на последнем — самореализация. Но социолог составил её на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Это было бы хорошее классическое исследование. Но вместо этого Маслоу составил свою пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Маслоу действительно составил пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Это было бы хорошее классическое исследование. Но вместо этого Маслоу составил свою пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
дальше
проверить
узнать результат
Закончилась Вторая мировая война. Солдаты возвращаются с неё с сильными душевными потрясениями. Нужен быстрый и дешёвый способ вернуть их к нормальной жизни. Вы, глава одного из психиатрических учреждений, ищете его. Что будете делать?
Это жестокий и неэффективный способ. Впрочем, реальность оказалась ещё более жестокой. После войны в США стали массово применять лоботомию для лечения психических расстройств. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Система реабилитации стала развиваться после Второй мировой войны, но этот способ восстановления считали дорогим и длительным. Вместо него для лечения психических расстройств в США стали массово применять лоботомию. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Вы угадали. После войны в США стали массово применять лоботомию для лечения психических расстройств. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Это могло бы помочь восстановлению, но нейролептики ещё не изобрели. Для лечения психических расстройств после войны в США стали массово применять лоботомию. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
дальше
проверить
узнать результат
В 1950-х механизмы запоминания до конца не исследованы. Вы молодой американский нейробиолог и пытаетесь с научной точки зрения посмотреть на обучение и усвоение новой информации. Для этого вы хотите исследовать рефлексы на уровне отдельных клеток. Нужен организм с простой нервной системой. Кого выберете?
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система тоже простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Отличный выбор! Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей моллюска. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система при этом простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система при этом простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
дальше
проверить
узнать результат
50-е подходят к концу, вместе с учёным Гербертом Саймоном вы разрабатываете программу «Решатель общих проблем». Вы выясняете: чтобы в шахматной партии заглянуть вперёд хотя бы на три хода, надо перебрать в уме 27 тысяч вариантов расстановки фигур. Какой вывод вы сделаете на основе этих данных?
Компьютерные технологии как раз смогут, а вот человеческий мозг — нет. Ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Саймон понял это и сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. Так учёный опроверг теорию Адама Смита, по которой человек мыслит, исходя из экономической выгоды. То есть изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследование и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Именно! С XVIII века считалось, что человек мыслит, исходя из экономической выгоды. Изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. Саймон же понял: ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Учёный сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследования и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Память можно тренировать, но ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Саймон понял это и сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью и принимает решения по-другому. Так учёный опроверг теорию Адама Смита, по которой человек мыслит, исходя из экономической выгоды. То есть изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследования и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Шахматный суперкомпьютер Deep Blue с двумя микропроцессорами разработают только в 90-е. Саймон обратил внимание на другое: ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Учёный сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили эксперименты Саймона и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные из них берут за образец.
дальше
проверить
узнать результат
В 1971 году вы помогаете социальному психологу Филиппу Зимбардо провести исследование, которое позже назовут Стэнфордским тюремным экспериментом. 9 участников играют роли заключённых, ещё 9 — надзирателей. Цель — проверить, как на поведение человека влияет его социальная роль. Какие инструкции вы дадите участникам-надзирателям?
Так результаты эксперимента были бы более честными. Но в реальности помощники Зимбардо попросили надзирателей вести себя жёстче, и те послушались. Эксперимент не был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Так поступили помощники Зимбардо. Надзиратели проявляли жестокость к заключенным, потому что их об этом попросили. Эксперимент не был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Помощники Зимбардо поступили наоборот: попросили надзирателей вести себя жёстче. Надзиратели послушались. Эксперимент был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Так результаты эксперимента были бы более честными. Но в реальности помощники Зимбардо попросили надзирателей вести себя жёстче, и те послушались. Эксперимент не мог был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
дальше
проверить
узнать результат
Кажется, вы глава глава отделения психиатрии из вопроса про лоботомию. Пытаетесь сэкономить на экспериментах и провести их побыстрее!
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
Кажется, вы Филиппо Зимбардо. Разбираетесь в психологии, но иногда можете и подтасовать данные ради красивого результата.
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
Кажется, вы профессиональный психолог! Причём из XXI века. Учли все ошибки предшественников и больше их не допускаете.
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
Тест по психологии
Открытия в психологии — самые противоречивые. То, что в начале XX века казалось благом, через пару десятилетией оказывалось губительным для психики. Но было и множество открытий, которые помогают нам лучше узнавать себя до сих пор. Мы собрали 10 историй об удачных и не очень психологических экспериментах. Проверьте, был ли у вас шанс стать знатоком человеческой души в прошлом столетии.
начать тест
На дворе 1900 год. Вы закупаете книги для своей сети магазинчиков в Австрии и делаете ставку на неизвестного автора. Вы ещё не знаете, что в будущем его книга изменит мир, но произведение кажется вам перспективным. Однако риск не оправдывается — тираж пылится на полке и не находит читателей. Что же вы купили?
Нет. Чехов действительно написал «Три сестры» в 1900 году, но пьесу ждал успех уже при жизни автора. В России её поставили в МХТ, текст перевели на несколько языков. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Фрейда — повезло не так сильно. Труд о бессознательном поначалу не пользовался популярностью.
Мирбо действительно написал «Дневник горничной» в 1900 году, но эта книга сразу стала хитом. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Зигмунда Фрейда — повезло меньше. Труд о бессознательном поначалу не пользовался популярностью.
Вы правы! Первая книга Фрейда долго не пользовалась успехом — труд про бессознательное показался читателям слишком сложным. Но уже в этой книге изложены основы психоанализа, который в XX веке дал начало одному из самых популярных терапевтических подходов в психологии.
Драйзер действительно написал первый роман в 1900 году, но труд писателя быстро оценили. А вот «Толкованию сновидений» — первой книге Зигмунда Фрейда — повезло меньше. Работа о бессознательном поначалу не пользовалась популярностью.
дальше
проверить
узнать результат
В 1907 году академик Иван Павлов получил Нобелевскую премию «за работу в области физиологии пищеварения». Получив награду, он не прекращает работу и исследует процессы обучения животных. Он попросил вас научить собаку откликаться на своё имя. Как будете это делать?
Ничего не получится: у собаки нет стимула возвращаться. Чтобы она начала отзываться на имя, нужно сформировать условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
Именно так вы учите собаку откликаться на имя. Павлов называл это условным рефлексом — приобретённой реакцией организма на определённые изменения.
Ничего не получится: чтобы собака начала отзываться на имя, нужно сформировать у неё условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
Скорее всего, ничего не получится. Чтобы собака начала отзываться на имя, нужно сформировать у неё условный рефлекс — реакцию на определённые изменения. Для этого, например, можно приносить собаке кусочек мяса каждый день. А пока она ест, гладить её по голове и называть по имени.
дальше
проверить
узнать результат
В 1910 году вы стали учёным Максом Вертгеймером и исследуете, как человек воспринимает движение. Для этого вы одну за другой включаете лампочки, которые расположены в ряд. В ваше время считают, что любое переживание человек разделяет на элементарные составляющие. То есть каждая лампочка — это отдельная вспышка света. Вы же уверены, что свет загорающихся лампочек может восприниматься как волна, то есть как единое движение. Нужно только правильно провести эксперимент. Как именно?
При слишком маленьком интервале будет казаться, что вспышки происходят одновременно. А вот при среднем интервале — от 60 до 200 миллисекунд — загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая помогла психологам объяснить многие процессы восприятия и мышления.
Именно! При таком интервале загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
При слишком большом интервале будет казаться, что лампочки загораются отдельно. А вот при среднем интервале — от 60 до 200 миллисекунд — загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
Так будет казаться, что вспышки происходят одновременно. Оставим две лампочки и будем зажигать их со средним интервалом — от 60 до 200 миллисекунд. Загорающийся свет будет восприниматься как непрерывное движение. Это явление Вертгеймер назвал фи-феноменом. Феномен положил начало гештальтпсихологии, которая основана на целостном восприятии мира и решает проблемы человека через объяснение принципов работы его мышления и органов чувств.
дальше
проверить
узнать результат
В 1919 году вы с психологом Джоном Уотсоном собираетесь доказать, что поведение человека можно представить как цепочку сложных рефлексов. Для этого вы хотите вызвать у здорового младенца новую эмоциональную реакцию там, где её раньше не было. Какой эксперимент проведёте?
Такой эксперимент действительно был и назывался «Маленький Альберт». Ребёнок пугался неожиданного громкого звука и ассоциировал его с крысой. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда по стальной пластине уже никто не бил. Эксперимент кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
Вряд ли ребенок среагирует на такой стимул. Вместо этого Уотсон давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у ребёнка за спиной. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить. Эксперимент, который должен был подтвердить теорию бихевиоризма, наоборот позволил ещё больше усомниться ней.
Вряд ли ребенок среагирует на такой стимул. Вместо этого Уотсон давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у ребёнка за спиной. В итоге крыса начала вызывать у него страх, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
Вероятно, так у ребёнка будет проявляться ориентировочный рефлекс. Он возникает в ответ на быстро происходящие изменения. Но у Уотсона была другая задача. Он давал малышу играть с крысой и в это время бил молотком по стальной пластине у него за спиной. В итоге крыса начала пугать ребёнка, даже когда громкие звуки прекратились. Эксперимент назывался «Маленький Альберт». Сейчас он кажется жестоким, но в 1919 году его критиковали только за неточности и подтасовку результатов — его уже не смогли повторить.
дальше
проверить
узнать результат
Сейчас 1932 год. Вы помогаете молодому психологу Берресу Фредерику Скиннеру изучать на мышах оперантное обучение. При таком обучении животное получает подкрепление только за определенный тип поведения. Мышь находится в коробке с металлическим полом, внутри есть рычаг и закрытая кормушка с едой. Ваша задача — сделать так, чтобы мышь поняла, за что именно она получает корм. Какой эксперимент вы проведёте?
Гуманный эксперимент, но до вас его уже провёл физиолог Иван Павлов. Мышь при этом не научится чему-то новому. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать новую систему обучения в школах — линейный алгоритм обучения. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Мышь довольна, но ничему не научилась. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Это жестокий метод. К тому же, так мышь не поймёт, как ей получить пищу. Вместо этого Скиннер давал ей корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
Верно! Скиннер давал мышке корм тогда, когда она дважды нажимала на рычаг. Одно нажатие не срабатывало, три — тоже. Мышь быстро поняла, что получает награду за два нажатия. Позже эксперимент помог Скиннеру разработать линейный алгоритм обучения, по которому долго работали американские школы. Его суть в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно получать знания, ставить цели и добиваться их. Для этого нужно, чтобы он не боялся ошибиться и быть за это наказанным.
дальше
проверить
узнать результат
Наступили 40-е годы, вы помогаете психологу Абрахаму Маслоу исследовать потребности людей и выяснять, что для человека важнее всего. Данные для исследования вы решаете собрать простым и вроде бы объективным методом. Но уже скоро за него-то вас и раскритикуют. Что за метод вы выбрали?
Речь действительно о пирамиде Маслоу, по которой на первом месте у человека физиологические потребности, а на последнем — самореализация. Но социолог составил её на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Это было бы хорошее классическое исследование. Но вместо этого Маслоу составил свою пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Маслоу действительно составил пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
Это было бы хорошее классическое исследование. Но вместо этого Маслоу составил свою пирамиду потребностей на основе анализа биографий известных людей. Его работа легла в основу гуманистической психологии, но за выбранный метод исследования её до сих пор критикуют.
дальше
проверить
узнать результат
Закончилась Вторая мировая война. Солдаты возвращаются с неё с сильными душевными потрясениями. Нужен быстрый и дешёвый способ вернуть их к нормальной жизни. Вы, глава одного из психиатрических учреждений, ищете его. Что будете делать?
Это жестокий и неэффективный способ. Впрочем, реальность оказалась ещё более жестокой. После войны в США стали массово применять лоботомию для лечения психических расстройств. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Система реабилитации стала развиваться после Второй мировой войны, но этот способ восстановления считали дорогим и длительным. Вместо него для лечения психических расстройств в США стали массово применять лоботомию. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Вы угадали. После войны в США стали массово применять лоботомию для лечения психических расстройств. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
Это могло бы помочь восстановлению, но нейролептики ещё не изобрели. Для лечения психических расстройств после войны в США стали массово применять лоботомию. Но в 50-е годы исследования показали, что операция приводит к осложнениям. 1,5−6% оперируемых умирали, выжившие сталкивались с припадками, потерей координации, частичным параличом. Сегодня лоботомия запрещена.
дальше
проверить
узнать результат
В 1950-х механизмы запоминания до конца не исследованы. Вы молодой американский нейробиолог и пытаетесь с научной точки зрения посмотреть на обучение и усвоение новой информации. Для этого вы хотите исследовать рефлексы на уровне отдельных клеток. Нужен организм с простой нервной системой. Кого выберете?
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система тоже простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Отличный выбор! Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей моллюска. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система при этом простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
Интересный организм, но нам не подходит — слишком маленькие нервные клетки. А вот у моллюска аплизии клетки крупные, а нервная система при этом простая. Нобелевский лауреат Эрик Кандель составил карту всей системы нейронных цепей аплизии. Выяснилось, что в процессе обучения происходят физиологические изменения нервной системы, а живые организмы меняют даже простейшие формы поведения. Открытия Канделя серьёзно повлияли на развитие нейробиологии.
дальше
проверить
узнать результат
50-е подходят к концу, вместе с учёным Гербертом Саймоном вы разрабатываете программу «Решатель общих проблем». Вы выясняете: чтобы в шахматной партии заглянуть вперёд хотя бы на три хода, надо перебрать в уме 27 тысяч вариантов расстановки фигур. Какой вывод вы сделаете на основе этих данных?
Компьютерные технологии как раз смогут, а вот человеческий мозг — нет. Ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Саймон понял это и сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. Так учёный опроверг теорию Адама Смита, по которой человек мыслит, исходя из экономической выгоды. То есть изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследование и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Именно! С XVIII века считалось, что человек мыслит, исходя из экономической выгоды. Изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. Саймон же понял: ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Учёный сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследования и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Память можно тренировать, но ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Саймон понял это и сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью и принимает решения по-другому. Так учёный опроверг теорию Адама Смита, по которой человек мыслит, исходя из экономической выгоды. То есть изучает все возможные варианты, выбирает самый удачный и только потом принимает решение. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили исследования и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные берут за образец.
Шахматный суперкомпьютер Deep Blue с двумя микропроцессорами разработают только в 90-е. Саймон обратил внимание на другое: ни один шахматист не держит в голове все 27 тысяч возможных ходов. Учёный сделал вывод, что человек обладает ограниченной рациональностью. В 70-е психологи Канеман и Тверски продолжили эксперименты Саймона и поняли, что люди ставят несколько случайных экспериментов и самые удачные из них берут за образец.
дальше
проверить
узнать результат
В 1971 году вы помогаете социальному психологу Филиппу Зимбардо провести исследование, которое позже назовут Стэнфордским тюремным экспериментом. 9 участников играют роли заключённых, ещё 9 — надзирателей. Цель — проверить, как на поведение человека влияет его социальная роль. Какие инструкции вы дадите участникам-надзирателям?
Так результаты эксперимента были бы более честными. Но в реальности помощники Зимбардо попросили надзирателей вести себя жёстче, и те послушались. Эксперимент не был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Так поступили помощники Зимбардо. Надзиратели проявляли жестокость к заключенным, потому что их об этом попросили. Эксперимент не был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Помощники Зимбардо поступили наоборот: попросили надзирателей вести себя жёстче. Надзиратели послушались. Эксперимент был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
Так результаты эксперимента были бы более честными. Но в реальности помощники Зимбардо попросили надзирателей вести себя жёстче, и те послушались. Эксперимент не мог был объективным, зато результаты выглядели красиво. В отчёте информацию о наставлениях надзирателям скрыли. Эксперимент стал классическим, и долгие годы считалось, что любой человек может вести себя чудовищно под давлением обстоятельств. Правда вскрылась только в 2018 году.
дальше
проверить
узнать результат
Кажется, вы глава глава отделения психиатрии из вопроса про лоботомию. Пытаетесь сэкономить на экспериментах и провести их побыстрее!
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
Кажется, вы Филиппо Зимбардо. Разбираетесь в психологии, но иногда можете и подтасовать данные ради красивого результата.
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
Кажется, вы профессиональный психолог! Причём из XXI века. Учли все ошибки предшественников и больше их не допускаете.
Поделиться результатами теста:
пройти еще раз
11% кэшбэк
Бесплатно
20% скидка
на любимые категории или 3% за все покупки
обслуживание карты
на отели и билеты на travel.open.ru
Откройте карту
и успейте забрать один из 500 бесплатных курсов*. До конца октября держатели карты получают скидку 25% на все курсы и лекции «Синхронизации».

Visa банка «Открытие»
*Акция действует только на территории России

4000 0000 0000 0000
12 / 23
NAME SURNAME
Откройте для себя новые знания с картой Visa банка «Открытие»
Держатели карты получают скидки до 25% на все курсы «Синхронизации» до конца октября.*
Кино глазами
режиссёров
48 часов
3 месяца. 24 режиссёра.
Новый взгляд на кинематограф
5 мая
Как устроен наш мозг
18 часов
9 вебинаров о мышлении, памяти и эмоциях
8 июля
Онлайн-курсы
Изучайте живопись, кино, историю, философию, архитектуру, моду и дизайн.
1.10*Акция действует до 31.10.2020. Скидки на очные лекции на московских площадках будут действительны в случае возобновления массовых мероприятий до 1 октября 2020 года.

Откройте для себя новые знания с картой Visa банка «Открытие»
Откройте карту до 31 октября и получите один из этих курсов «Синхронизации» в подарок.
Как смотреть картины
5 онлайн-занятий для изучения «продвинутого» языка искусства
История кино в 10 фильмах
История дизайна
За 5 занятий научимся читать язык окружающих предметов: от тканей прерафаэлитов до мебели IKEA
11% кэшбэк
Бесплатное обслуживание
20% скидка на оплату отелей и билетов на travel.open.ru
От Диора до Маккуина
Модные имена и тренды последних 50 лет
Гид по русской
архитектуре
От древнерусских храмов до небоскрёбов
Разберитесь в истории кино на примере десяти картин — по одной на каждое десятилетие XX века.
Подарок от Синхронизации*
*Акция действует только на территории России

Любой онлайн-курс в подарок при оформлении карты Visa банка «Открытие»!