Великие открытия ХХ века
Что вы знаете об открытиях в искусстве?
На открытия в искусстве влияют сотни факторов: технический прогресс, развитие философской мысли, научные достижения, политические события — список можно продолжать долго. Поставьте себя на место творца XX века и почувствуйте, как искусство прошлого столетия отражало дух своего времени. А заодно совершите 10 открытий в живописи, моде, кино и архитектуре.
начать тест
Вдохновение приходит к художникам непредсказуемо! В 1906 году Пикассо видит нечто, подтолкнувшее его к созданию «Авиньонских девиц» — картины-манифеста, которая стала эмблемой модернизма и революцией в искусстве XX века. Тела на картине непропорциональные и распадаются на геометрические фигуры, а вместо лиц у двух девушек — маски. Представьте: вы Пикассо на пороге открытия. Что может помочь вам сделать шаг к новому течению в живописи?
Близко, но не совсем верно. Пикассо вдохновлялся африканскими масками при создании «Авиньонских девиц», но самым большим вызовом для него стала картина Матисса «Радость жизни» 1906 года. Она не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Точно! Оказывается, соперничество может стать источником открытий и в живописи. При создании «Авиньонских девиц» настоящим вызовом для Пикассо стала картина Матисса «Радость жизни», написанная в 1906 году. Картина не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Близко, но не совсем верно. Пикассо вдохновлялся африканскими масками при создании «Авиньонских девиц», но самым большим вызовом для него стала написанная в 1906 году картина Матисса «Радость жизни». Она не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Фотография сильно влияла на визуальное искусство XX века, но не в этом случае. При создании «Авиньонских девиц» настоящим вызовом для Пикассо стала картина Матисса «Радость жизни», написанная в 1906 году. Картина не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
дальше
проверить
узнать результат
В 1915 году искусство «обнуляется» — Малевич создаёт «Чёрный квадрат». Работа знаменует конец традиционного предметного мышления и провозглашает начало беспредметности в искусстве — нулевую точку, от которой пошёл новый отсчёт. Для такой картины нужно найти достойное место на выставке. Догадайтесь, как художник экспонировал революционное произведение?
Такую задумку легко воплотить жизнь, но идея была в другом. Малевич хотел показать новую точку отсчёта в искусстве, поэтому повесил «Чёрный квадрат» в «красном углу» комнаты, где обычно располагались иконы.
Достаточно бунтарский шаг, и Малевич поступил именно так. Чтобы показать «Чёрный квадрат» как новую точку отсчёта в искусстве, художник повесил его туда, где все привыкли видеть иконы.
Неплохой способ привлечь внимание к новой точке отсчёта в искусстве. Но Малевич сделал ещё более бунтарский шаг и расположил «Чёрный квадрат» в так называемом «красном углу», где обычно располагались иконы.
Неплохой способ привлечь внимание к новой точке отсчёта. Но Малевич сделал ещё более бунтарский шаг и расположил «Чёрный квадрат» в так называемом «красном углу», где обычно располагались иконы.
дальше
проверить
узнать результат
В 1928 году французский архитектор-модернист Ле Корбюзье строит в Москве новаторское здание Центросоюза. В нём воплощаются все принципы, которые позже станут главными для современной архитектуры: свободный от декора фасад, плоская функциональная крыша, ленточное остекление. Но на этом архитектор не останавливается. Он решает и дальше менять облик Москвы. Представьте себя рупором современной архитектуры 20-х годов. Что бы вы предложили на месте Корбюзье?
Радикально! И именно такой план предложил Корбюзье, посетив СССР. Кремль и Китай-город он хотел сохранить, а вокруг них воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
Наверное, Корбюзье мог бы предложить такое. Жилая единица — его реальный проект нового типа жилья. Дом на 1600 жильцов по проекту архитектора в 1955 году построили в Марселе. А с Москвой Корбюзье предлагал поступить радикально — снести всё, кроме Кремля и Китай-города, и воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами.
А вот и нет. Кремль и Китай-город Корбюзье как раз предлагал сохранить. А всю остальную Москву при этом снести, воздвигнув на месте столицы новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
Метрополитен в Москве в это время ещё только задумывался, и Корбюзье на этот счёт ничего не предлагал. Он хотел снести все московские постройки, кроме Кремля и Китай-города. А на месте столицы воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
дальше
проверить
узнать результат
В 20-е годы кино только начало развиваться и не осознавало всей своей силы. Самое время совершить открытие. Нужно найти самостоятельный язык нового искусства, который может влиять на восприятие зрителей. С чем вы будете работать, чтобы открыть уникальные приёмы кино?
Цветное кино стало популярным гораздо позже. А в 20-е годы силу кино как самостоятельного вида искусства показал монтаж. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, которые позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одного и то же выражение лица в кадре. Зависит это от того, с какими кадрами оно перемежается. Это доказало, что монтаж — помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Верно, именно монтаж показал силу кино как самостоятельного вида искусства! Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одно и то же выражение лица. Зависит это от того, какие кадры идут после крупного плана. Это доказало, что монтаж помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Актерской игре предстоит найти баланс между театральностью и естественностью позже, с развитием звукового кино. А в 20-е годы силу кино как самостоятельного вида искусства показал монтаж. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одно и то же выражение лица. Зависит это от того, какие кадры идут после крупного плана. Это доказало, что монтаж помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Не совсем. Звуковые кинотеатры действительно стали открывать в конце 20-х годов. Но со звуком отлично работало и радио. А вот монтаж в то же время показал силу кино как самостоятельного вида искусства. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одного и то же выражение лица в кадре. Зависит это от того, с какими кадрами оно перемежается. Это доказало, что монтаж — помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
дальше
проверить
узнать результат
Вы модельер 1930-х годов и узнаёте о новом патенте: появились практичные застёжки-молнии. Вы хотите опередить всех и начать использовать их в повседневной одежде! С чего начнёте?
Логичная мысль! Но в реальности практичность уступила экстравагантности. В 1935 году модельер Эльза Скиапарелли представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна. А молния для брюк появилась только два года спустя.
Да, открытия в моде не всегда идут по пути практичности! Молния на одежде впервые появилась впервые именно в коллекции Эльзы Скиапарелли в 1935 году. Модельер представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна. А молния для брюк появилась только два года спустя.
Это собиралась сделать Шанель. Но Эльза Скиапарелли её опередила, и в 1935 первой представила платья с яркими пластиковыми застежками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна.
Логичная мысль! Но в реальности практичность уступила экстравагантности. В 1935 году модельер Эльза Скиапарелли представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна.
дальше
проверить
узнать результат
Представьте: вам нужно совершить маленькое, но довольно значительное открытие. Вы помогаете известному модельеру создать практичную женскую сумку на длинном ремешке, чтобы носить её на плече, а не в руках. Вопрос в том, в какой год отправиться, чтобы вовремя подсказать эту идею. Ваш вариант?
Было бы логично, чтобы такая удобная вещь появилась после войны. Ведь на фронте мужчины вовсю использовали полевые сумки на длинных ремешках. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Хотелось бы, чтобы такая удобная вещь появилась как можно раньше. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Вы правы! Первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Было бы логично, чтобы такая удобная вещь появилась сразу после Второй мировой войны, когда женщины уже довольно активно работали. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
дальше
проверить
узнать результат
В 1953 году учёные Крик и Уотсон открывают структуру двойной спирали ДНК. А в 1963 году Сальвадор Дали посвящает этому открытию картину. Помимо самого сюрреалистичного изображения Дали делает ещё кое-что, что объединяет картину с открытием. Сам художник при этом говорит, что сейчас с картинами такое никто не делает. Какой из этих поступков был бы в стиле Дали?
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Да, так Дали и поступает! Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
дальше
проверить
узнать результат
Тем временем кинематограф не стоит на месте! Представьте: вы режиссёр, и в 1976 году к вам в руки попадает последняя техническая новинка. Как вы измените свой новый фильм, чтобы поразить кинокритиков, а может и получить «Оскар»?
«Оскар» ваш! Именно в 1976 году происходит кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
С «Оскаром» придётся подождать: широкоэкранные фильмы начали показывать ещё в 20-е. А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
Немного опоздали! Такое впервые сделали в 1973 году создатели фильма «Западный мир». А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
Эта идея долго будоражила воображение создателей кино, но первым ещё в 1948 году её попробовал воплотить Альфред Хичкок в фильме «Верёвка». Хотя первый фильм совсем без склеек — «Русский ковчег» Александра Сокурова — снимут только в 2001 году. А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
дальше
проверить
узнать результат
В искусстве бывает и так: открытия появляются в знак протеста против технических инноваций. Представьте себя режиссёром в 90-е: кинотеатры уходят на второй план, мир захватила техническая эпидемия домашних видеомагнитофонов и пультов. Вы решаете подстроиться под изменения и снимать фильмы по-новому. Как именно?
Можно попробовать, но есть риск, что ваш длинный фильм просто перемотают. А вы как раз хотите, чтобы его смотрели от начала и до конца. Появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Да вы просто Тарантино! Появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Практичный ход! Но на самом деле появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Хорошая идея, и её уже используют создатели сериалов. К тому же, она вас не спасёт: зрители всё равно проматывают «скучные» куски, а вы хотите этого избежать. На самом деле появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
дальше
проверить
узнать результат
Напоследок попробуем заглянуть в будущее. Представьте себя архитектором середины 90-х. У вас в арсенале — компьютер и самые современные программы, а также материалы и технологии строительства. Вы планируете предложить миру путь развития архитектуры в грядущем XXI веке. Но что же выбрать, чтобы не повторять идеи первооткрывателей прошлого?
Идея универсального и массового жилья не нова, вспомните хотя бы Ле Корбюзье. Анализировать перемещения человека по комнате и на их основе создавать жильё тоже уже пробовали. Этим занимались и советские конструктивисты, и послевоенные архитекторы. А с конца 90-х популярность набирает параметризм — архитектура, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. У этого направления есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
Поздравляем, вы оказались на передовой современной архитектуры! Вы собираетесь развивать параметризм, — архитектуру, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. Направление набирает популярность с конца 90-х, и у него есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
Минимализм — приятное направление, но не новое. Его расцвет пришёлся на 60-е, а первые идеи и проекты появились еще в 20−30-е годы прошлого века. А вот так называемый параметризм, то есть архитектура, создаваемая с помощью компьютерных алгоритмов, как раз набирает популярность с конца 90-х и имеет все шансы стать ведущим методом в XXI веке. Основной ее принцип — это не создание, а «поиск» форм, которые предлагаются компьютером, основываясь на гармоничном сочетании всех введенных параметров.
Похвальное стремление! Но такая идея не нова — архитектурную бионику (а именно так называется это направление) придумали еще в 60-х и с тех пор реализуют эти идеи. А с конца 90-х популярность набирает параметризм — архитектура, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. У этого направления есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
дальше
проверить
узнать результат
Похоже, вы художник-академист.
Не любите нововведения и считаете, что создавать произведения искусства надо по строгим правилам.
пройти еще раз
Вы кинокритик.
Или художественный критик. В основном вы понимаете и поддерживаете всё прогрессивное в искусстве, но иногда эксперименты художников и режиссёров заходят слишком далеко.
пройти еще раз
В мире искусства вы авангардист!
Не боитесь экспериментов и смело отказываетесь от традиций прошлого!
пройти еще раз
Что вы знаете об открытиях в искусстве?
На открытия в искусстве влияют сотни факторов: технический прогресс, развитие философской мысли, научные достижения, политические события — список можно продолжать долго. Поставьте себя на место творца XX века и почувствуйте, как искусство прошлого столетия отражало дух своего времени. А заодно совершите 10 открытий в живописи, моде, кино и архитектуре.
начать тест
Вдохновение приходит к художникам непредсказуемо! В 1906 году Пикассо видит нечто, подтолкнувшее его к созданию «Авиньонских девиц» — картины-манифеста, которая стала эмблемой модернизма и революцией в искусстве XX века. Тела на картине непропорциональные и распадаются на геометрические фигуры, а вместо лиц у двух девушек — маски. Представьте: вы Пикассо на пороге открытия. Что может помочь вам сделать шаг к новому течению в живописи?
Близко, но не совсем верно. Пикассо вдохновлялся африканскими масками при создании «Авиньонских девиц», но самым большим вызовом для него стала картина Матисса «Радость жизни» 1906 года. Она не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Точно! Оказывается, соперничество может стать источником открытий и в живописи. При создании «Авиньонских девиц» настоящим вызовом для Пикассо стала картина Матисса «Радость жизни», написанная в 1906 году. Картина не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Близко, но не совсем верно. Пикассо вдохновлялся африканскими масками при создании «Авиньонских девиц», но самым большим вызовом для него стала написанная в 1906 году картина Матисса «Радость жизни». Она не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
Фотография сильно влияла на визуальное искусство XX века, но не в этом случае. При создании «Авиньонских девиц» настоящим вызовом для Пикассо стала картина Матисса «Радость жизни», написанная в 1906 году. Картина не соответствовала привычным представлениям о цвете и форме в живописи: краски яркие и нереалистичные, фигуры людей обведены жирными контурами. Увидев это, Пикассо понял, что тоже способен устроить маленькую революцию и шокировать публику сильнее, чем Матисс.
дальше
проверить
узнать результат
В 1915 году искусство «обнуляется» — Малевич создаёт «Чёрный квадрат». Работа знаменует конец традиционного предметного мышления и провозглашает начало беспредметности в искусстве — нулевую точку, от которой пошёл новый отсчёт. Для такой картины нужно найти достойное место на выставке. Догадайтесь, как художник экспонировал революционное произведение?
Такую задумку легко воплотить жизнь, но идея была в другом. Малевич хотел показать новую точку отсчёта в искусстве, поэтому повесил «Чёрный квадрат» в «красном углу» комнаты, где обычно располагались иконы.
Достаточно бунтарский шаг, и Малевич поступил именно так. Чтобы показать «Чёрный квадрат» как новую точку отсчёта в искусстве, художник повесил его туда, где все привыкли видеть иконы.
Неплохой способ привлечь внимание к новой точке отсчёта в искусстве. Но Малевич сделал ещё более бунтарский шаг и расположил «Чёрный квадрат» в так называемом «красном углу», где обычно располагались иконы.
Неплохой способ привлечь внимание к новой точке отсчёта. Но Малевич сделал ещё более бунтарский шаг и расположил «Чёрный квадрат» в так называемом «красном углу», где обычно располагались иконы.
дальше
проверить
узнать результат
В 1928 году французский архитектор-модернист Ле Корбюзье строит в Москве новаторское здание Центросоюза. В нём воплощаются все принципы, которые позже станут главными для современной архитектуры: свободный от декора фасад, плоская функциональная крыша, ленточное остекление. Но на этом архитектор не останавливается. Он решает и дальше менять облик Москвы. Представьте себя рупором современной архитектуры 20-х годов. Что бы вы предложили на месте Корбюзье?
Радикально! И именно такой план предложил Корбюзье, посетив СССР. Кремль и Китай-город он хотел сохранить, а вокруг них воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
Наверное, Корбюзье мог бы предложить такое. Жилая единица — его реальный проект нового типа жилья. Дом на 1600 жильцов по проекту архитектора в 1955 году построили в Марселе. А с Москвой Корбюзье предлагал поступить радикально — снести всё, кроме Кремля и Китай-города, и воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами.
А вот и нет. Кремль и Китай-город Корбюзье как раз предлагал сохранить. А всю остальную Москву при этом снести, воздвигнув на месте столицы новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
Метрополитен в Москве в это время ещё только задумывался, и Корбюзье на этот счёт ничего не предлагал. Он хотел снести все московские постройки, кроме Кремля и Китай-города. А на месте столицы воздвигнуть новый город с парками и небоскрёбами. «Нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим <…> В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, ещё нет твёрдых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определённой цели», — считал архитектор.
дальше
проверить
узнать результат
В 20-е годы кино только начало развиваться и не осознавало всей своей силы. Самое время совершить открытие. Нужно найти самостоятельный язык нового искусства, который может влиять на восприятие зрителей. С чем вы будете работать, чтобы открыть уникальные приёмы кино?
Цветное кино стало популярным гораздо позже. А в 20-е годы силу кино как самостоятельного вида искусства показал монтаж. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, которые позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одного и то же выражение лица в кадре. Зависит это от того, с какими кадрами оно перемежается. Это доказало, что монтаж — помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Верно, именно монтаж показал силу кино как самостоятельного вида искусства! Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одно и то же выражение лица. Зависит это от того, какие кадры идут после крупного плана. Это доказало, что монтаж помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Актерской игре предстоит найти баланс между театральностью и естественностью позже, с развитием звукового кино. А в 20-е годы силу кино как самостоятельного вида искусства показал монтаж. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одно и то же выражение лица. Зависит это от того, какие кадры идут после крупного плана. Это доказало, что монтаж помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
Не совсем. Звуковые кинотеатры действительно стали открывать в конце 20-х годов. Но со звуком отлично работало и радио. А вот монтаж в то же время показал силу кино как самостоятельного вида искусства. Например, советский кинематографист Лев Кулешов открыл эффект, который позже назвали в его честь. В серии экспериментов он выяснил, что зритель может по-разному трактовать одного и то же выражение лица в кадре. Зависит это от того, с какими кадрами оно перемежается. Это доказало, что монтаж — помогает не только рассказывать истории, но и манипулировать сознанием зрителя.
дальше
проверить
узнать результат
Вы модельер 1930-х годов и узнаёте о новом патенте: появились практичные застёжки-молнии. Вы хотите опередить всех и начать использовать их в повседневной одежде! С чего начнёте?
Логичная мысль! Но в реальности практичность уступила экстравагантности. В 1935 году модельер Эльза Скиапарелли представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна. А молния для брюк появилась только два года спустя.
Да, открытия в моде не всегда идут по пути практичности! Молния на одежде впервые появилась впервые именно в коллекции Эльзы Скиапарелли в 1935 году. Модельер представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна. А молния для брюк появилась только два года спустя.
Это собиралась сделать Шанель. Но Эльза Скиапарелли её опередила, и в 1935 первой представила платья с яркими пластиковыми застежками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна.
Логичная мысль! Но в реальности практичность уступила экстравагантности. В 1935 году модельер Эльза Скиапарелли представила платья с яркими пластиковыми застёжками. В этих моделях молния не пряталась, а наоборот становилась главным элементом дизайна.
дальше
проверить
узнать результат
Представьте: вам нужно совершить маленькое, но довольно значительное открытие. Вы помогаете известному модельеру создать практичную женскую сумку на длинном ремешке, чтобы носить её на плече, а не в руках. Вопрос в том, в какой год отправиться, чтобы вовремя подсказать эту идею. Ваш вариант?
Было бы логично, чтобы такая удобная вещь появилась после войны. Ведь на фронте мужчины вовсю использовали полевые сумки на длинных ремешках. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Хотелось бы, чтобы такая удобная вещь появилась как можно раньше. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Вы правы! Первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
Было бы логично, чтобы такая удобная вещь появилась сразу после Второй мировой войны, когда женщины уже довольно активно работали. Но на самом деле первую женскую сумку на длинной цепочке выпустила Габриэль Шанель аж в 1955 году. И даже тогда общество посчитало изобретение слишком бунтарским и грубым. Но соображения удобства в конечном итоге перевесили.
дальше
проверить
узнать результат
В 1953 году учёные Крик и Уотсон открывают структуру двойной спирали ДНК. А в 1963 году Сальвадор Дали посвящает этому открытию картину. Помимо самого сюрреалистичного изображения Дали делает ещё кое-что, что объединяет картину с открытием. Сам художник при этом говорит, что сейчас с картинами такое никто не делает. Какой из этих поступков был бы в стиле Дали?
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Да, так Дали и поступает! Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
Интересная идея, но даже для Дали это чересчур. Он называет картину Galacidalacidesoxiribunucleicacid, перемешивая полное название ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты — с именем своей жены Галы. По словам самого Дали, никто не даёт картинам такие длинные названия, но в этом случае оно отражает постоянство генетической памяти.
дальше
проверить
узнать результат
Тем временем кинематограф не стоит на месте! Представьте: вы режиссёр, и в 1976 году к вам в руки попадает последняя техническая новинка. Как вы измените свой новый фильм, чтобы поразить кинокритиков, а может и получить «Оскар»?
«Оскар» ваш! Именно в 1976 году происходит кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
С «Оскаром» придётся подождать: широкоэкранные фильмы начали показывать ещё в 20-е. А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
Немного опоздали! Такое впервые сделали в 1973 году создатели фильма «Западный мир». А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
Эта идея долго будоражила воображение создателей кино, но первым ещё в 1948 году её попробовал воплотить Альфред Хичкок в фильме «Верёвка». Хотя первый фильм совсем без склеек — «Русский ковчег» Александра Сокурова — снимут только в 2001 году. А в 1976 году происходит другая кинореволюция: появляется технология Steadicam для стабилизации ручной камеры. Если раньше камера могла перемещаться только на рельсах или кране, теперь снимать кино можно просто «с рук». Это позволило, например, в 1976 году снять знаменитую сцену из «Рокки», в которой главный герой во время тренировки поднимается по лестнице художественного музея Филадельфии.
дальше
проверить
узнать результат
В искусстве бывает и так: открытия появляются в знак протеста против технических инноваций. Представьте себя режиссёром в 90-е: кинотеатры уходят на второй план, мир захватила техническая эпидемия домашних видеомагнитофонов и пультов. Вы решаете подстроиться под изменения и снимать фильмы по-новому. Как именно?
Можно попробовать, но есть риск, что ваш длинный фильм просто перемотают. А вы как раз хотите, чтобы его смотрели от начала и до конца. Появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Да вы просто Тарантино! Появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Практичный ход! Но на самом деле появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
Хорошая идея, и её уже используют создатели сериалов. К тому же, она вас не спасёт: зрители всё равно проматывают «скучные» куски, а вы хотите этого избежать. На самом деле появление видеомагнитофонов и функции перемотки сделало популярным нелинейное повествование в кино. На этом приёме основаны шедевры вроде «Криминального чтива» Квентина Тарантино или «Помни» Кристофера Нолана. Так режиссёры показывали зрителям: вы, конечно, можете промотать эпизод, но это бессмысленно, вы просто потеряете нить повествования.
дальше
проверить
узнать результат
Напоследок попробуем заглянуть в будущее. Представьте себя архитектором середины 90-х. У вас в арсенале — компьютер и самые современные программы, а также материалы и технологии строительства. Вы планируете предложить миру путь развития архитектуры в грядущем XXI веке. Но что же выбрать, чтобы не повторять идеи первооткрывателей прошлого?
Идея универсального и массового жилья не нова, вспомните хотя бы Ле Корбюзье. Анализировать перемещения человека по комнате и на их основе создавать жильё тоже уже пробовали. Этим занимались и советские конструктивисты, и послевоенные архитекторы. А с конца 90-х популярность набирает параметризм — архитектура, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. У этого направления есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
Поздравляем, вы оказались на передовой современной архитектуры! Вы собираетесь развивать параметризм, — архитектуру, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. Направление набирает популярность с конца 90-х, и у него есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
Минимализм — приятное направление, но не новое. Его расцвет пришёлся на 60-е, а первые идеи и проекты появились еще в 20−30-е годы прошлого века. А вот так называемый параметризм, то есть архитектура, создаваемая с помощью компьютерных алгоритмов, как раз набирает популярность с конца 90-х и имеет все шансы стать ведущим методом в XXI веке. Основной ее принцип — это не создание, а «поиск» форм, которые предлагаются компьютером, основываясь на гармоничном сочетании всех введенных параметров.
Похвальное стремление! Но такая идея не нова — архитектурную бионику (а именно так называется это направление) придумали еще в 60-х и с тех пор реализуют эти идеи. А с конца 90-х популярность набирает параметризм — архитектура, в которой дома проектируют с помощью компьютерных алгоритмов. Основной её принцип — не создание, а «поиск» форм, которые компьютер предлагает на основе гармоничного сочетания многочисленных параметров. У этого направления есть все шансы стать ведущим методом в XXI веке.
дальше
проверить
узнать результат
Похоже, вы художник-академист.
Не любите нововведения и считаете, что создавать произведения искусства надо по строгим правилам.
пройти еще раз
Вы кинокритик.
Или художественный критик. В основном вы понимаете и поддерживаете всё прогрессивное в искусстве, но иногда эксперименты художников и режиссёров заходят слишком далеко.
пройти еще раз
В мире искусства вы авангардист!
Не боитесь экспериментов и смело отказываетесь от традиций прошлого!
пройти еще раз
специальное предложение
Открывайте новое
Оформите карту Visa банка «Открытие» и получите в подарок онлайн-курс или лекцию. Держатели карты получают скидку на все курсы «Синхронизации» до конца сентября
4000 0000 0000 0000
12 / 23
NAME SURNAME
Откройте для себя новые знания с картой Visa & Открытие
Для держателей карты Visa & Открытие действует скидка 25% на любой онлайн-курс «Синхронизации» или 5% на любую лекцию проекта в Москве.*
Кино глазами
режиссёров
48 часов
3 месяца. 24 режиссёра.
Новый взгляд на кинематограф
5 мая
Как устроен наш мозг
18 часов
9 вебинаров о мышлении, памяти и эмоциях
8 июля
Онлайн-курсы
Изучайте живопись, кино, историю, философию, архитектуру, моду и дизайн.
*Акция действует до 30.09.2020. Скидки на очные лекции на московских площадках будут действительны в случае возобновления массовых мероприятий до 1 сентября 2020 года.

Откройте для себя новые знания с картой Visa & Открытие
Откройте карту до 30 сентября и получите один из этих курсов «Синхронизации» в подарок.
Как смотреть картины
5 онлайн-занятий для изучения «продвинутого» языка искусства
История кино в 10 фильмах
История дизайна
За 5 занятий научимся читать язык окружающих предметов: от тканей прерафаэлитов до мебели IKEA
11% кэшбэк
Бесплатное обслуживание
20% скидка на оплату отелей и билетов на travel.open.ru
От Диора до Маккуина
Модные имена и тренды последних 50 лет
Гид по русской
архитектуре
От древнерусских храмов до небоскрёбов
Разберитесь в истории кино на примере десяти картин — по одной на каждое десятилетие XX века.
Подарок от Синхронизации
Оставьте вашу почту, и мы пришлём лонгрид о великих открытиях ХХ века!