онлайн-курс
дата
формат
длительность
с 14 мая
онлайн-вебинары
9 занятий по 2 часа
Чего хочет
наш мозг
Узнайте, зачем мы влюбляемся, ленимся и боремся за свободу
Чем лучше мы понимаем собственные потребности, тем легче нам их удовлетворить и почувствовать удовольствие от жизни. О том, какие программы заложены в наш мозг и как они влияют на нашу повседневную жизнь, и поговорим на курсе.

За 9 вебинаров узнаем, как устроены наши желания с точки зрения работы мозга. Выясним, зачем мы ленимся, ищем новые ощущения и боремся за личные границы, и поймём, как потребности влияют на нашу карьеру, личное развитие и семейную жизнь.
.
О курсе
Формат занятий
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Что узнаем
Зачем, с точки зрения эволюции, нужен половой отбор и период ухаживаний;
Почему мы проявляем агрессию, когда расстраиваемся или проигрываем;
Как организм понимает, что пора есть, спариваться или убегать от врага;
Какие отделы мозга отвечают за любопытство и заботу о потомстве;
Как выглядит заложенный в наш мозг образ врага и почему одни люди боятся змей и пауков, а другие нет;
Зачем нашему мозгу нужно, чтобы мы играли в дочки-матери и догонялки;
В какой момент даже отъявленные альтруисты становятся эгоистами;
Почему в одних случаях мы хотим лидировать, а в других нам приятнее подчиняться;
Что, с точки зрения работы мозга, отличает холериков от меланхоликов;
Какие вещества в организме человека отвечают за радость и удовольствие и как их подменяют наркотики.
Программа
Еда и жажда
лекция 1
Любопытство и обучение
лекция 2
Страх и агрессия
лекция 3
Любовь и привязанность
лекция 4
Забота о потомстве
лекция 5
Подражание и эмпатия
лекция 6
14 мая 19:30
15 мая 19:30
21 мая 19:30
26 мая 19:30
29 мая 19:30
4 июня 19:30
Лидерство и подчинение
лекция 7
Свобода, игра и лень
лекция 8
Медиаторы потребностей
лекция 9
9 июня 19:30
12 июня 19:30
18 июня 19:30
Лекция 1.
Еда и жажда
дата: 14 мая 19:30
Наши предки добывали пищу с огромным трудом и боролись за калории. Мы же боремся против них. Но успел ли наш мозг привыкнуть к новым условиям и перестроиться? Выясним это на лекции. Разберёмся, что такое аппетит и насыщение с точки зрения работы мозга, и увидим, как пища связана с эмоциями, депрессией и употреблением психоактивных веществ.

Узнаем:
  • какие сенсорные сигналы и гормоны влияют на потребность в пище и аппетит;
  • где в нервной системе находятся центры голода и пищевого насыщения и что происходит при их повреждении;
  • что диетологи придумали для борьбы с перееданием и как маркетологи заставляют нас есть больше чем нужно;
  • почему поэты пишут стихи о еде, а художники её рисуют.
Лекция 2.
Любопытство и обучение
дата: 15 мая 19:30
Новая информация также важна для организма, как еда и сон. Благодаря новым знаниям мы лучше адаптируемся к жизни, а значит, у нас выше шансы на выживание. По этой же причине мозг награждает нас за любопытство выплеском дофамина — нейромедиатора, который отвечает за чувство удовольствия. Об этом механизме и уровнях исследовательского поведения и поговорим на лекции.

Узнаем:
  • какие структуры мозга отвечают за любопытство и каким бывает исследовательское и поисковое поведение;
  • как происходит процесс познания и почему не только дети, но и взрослые любят вертеть в руках предметы;
  • почему мы оборачиваемся на резкие звуки и подпрыгиваем от неожиданных прикосновений;
  • как узнавание нового связано с речью и почему радуемся творческим удачам и озарениям.
    Лекция 3.
    Страх и агрессия
    дата: 21 мая 19:30
    Страх — это важная защитная система организма, которая срабатывает при любой реальной или даже потенциальной опасности и тем самым защищает нас. При этом постоянное чувство страха вредно для организма, а его небольшая доза — приятна. Как именно работает эта защитная программа организма и почему одни люди в испуге прячутся и убегают, а другие — лезут в драку, выясним на лекции.

    Узнаем:
    • как страх помогает нам учиться и запоминать информацию;
    • зачем люди смотрят фильмы ужасов и почему получают от них удовольствие;
    • чем вредны постоянный страх и хронический стресс;
    • как выглядит заложенное в нас генетически представление о враге;
    • всегда ли агрессия — это плохо и как она влияет на лидерские качества;
    • как агрессия помогает защищать потомство и размножаться.
      Лекция 4.
      Любовь и привязанность
      дата: 26 мая 19:30
      Мы влюбляемся и испытываем влечение, хотим заботиться о близких и ждём, что о нас позаботятся в ответ. Все эти желания провоцирует наш мозг, а помогают ему в этом гормоны. На лекции посмотрим на секс с точки зрения нейрофизиологии. Разберёмся, откуда берутся положительные эмоции во время секса, что такое феромоны и зачем они нужны. Выясним, какой вклад в формирование привязанности вносит иммунная система и что влияет на моногамное и полигамное поведение.

      Узнаем:
      • как мы влюбляемся и почему чувствуем привязанность к другим людям;
      • по каким критериям мы выбираем партнёров;
      • можно ли ослабить «любовную горячку» с помощью лекарств;
      • кем выгоднее быть для полового размножения: самцом, самкой или гермафродитом;
      • как эволюционирует половое поведение и куда ведёт нас этот процесс.
        Лекция 5.
        Забота о потомстве
        дата: 29 мая 19:30
        Чтобы вырастить человеческого детёныша, нужно минимум 5–7 лет, а лучше больше. И чтобы люди могли справиться с этой задачей, эволюция запрограммировала их на хотя бы временно моногамные отношения и заботу о потомстве. На лекции выясним, какие гормоны формируют привязанность родителей к детям и чем механизмы заботы о потомстве различаются у мужчин и женщин.

        Узнаем:
        • как формируется родительское поведение и как ему помогают игры в дочки-матери;
        • почему у людей, в отличие от животных, нет сезона размножения;
        • как запах помогает выбрать партнёра с самым подходящим иммунитетом;
        • почему физиологи шутят, что беременные и кормящие женщины — это третий пол;
        • из-за чего в женском организме больше эрогенных зон, чем в мужском.
          Лекция 6.
          Подражание и эмпатия
          дата: 4 июня 19:30
          За наше умение сопереживать и учиться на чужих ошибках отвечают специальные клетки мозга — зеркальные нейроны. Благодаря им мы чувствуем боль других людей, даже когда на них просто смотрим. Они же заставляют детей повторять за взрослыми и пародировать окружающих. Зачем это нужно организму, выясним на лекции.

          Узнаем:
          • какие классы зеркальных нейронов существуют и чем они различаются;
          • как птицам удаётся летать, а лягушкам — квакать синхронно;
          • как устроен механизм эмпатии и научения у разных животных;
          • почему зеркальные нейроны — это основа человеческой культуры;
          • где заканчивается альтруизм человека и начинается эгоизм.
            Лекция 7.
            Лидерство и подчинение
            дата: 9 июня 19:30
            Поведение каждого из нас — тонкий баланс между стремлением лидировать и подчиняться. Как происходит выбор программы поведения в каждом конкретном случае, почему одним людям нравится быть главными, а другим нет, и по каким критериям животные и люди выбирают вожака? Об этом и поговорим на лекции.

            Узнаем:
            • зачем животные собираются в стаи, а люди — в группы;
            • что нам досталось «в наследство» из паттернов поведения животных;
            • как на лидерские качества человека влияют гормоны и склонность к агрессивному поведению;
            • как наше стремление руководить другими и подражать другим обыгрывают маркетологи и политики.
              Лекция 8.
              Свобода, игра и лень
              дата: 12 июня 19:30
              Все животные стремятся к свободе. Майский жук пытается вылезти из коробки, в которую его посадили, птицы — вылететь из клетки, а олени — выбраться из ловушки охотника. Так происходит потому, что для нашего мозга свобода, а ещё игра и лень, — это не абстрактные понятия, а обязательные условия выживания. На лекции выясним, почему же людям так важно играть, лениться и бороться за свои права.

              Узнаем:
              • какие структуры мозга отвечают за стремление к свободе и почему за лень ответственны все нейроны сразу;
              • как игры помогают нам тренировать свои навыки и социализироваться;
              • почему ограничение свободы неприятно нам даже на физическом уровне и есть ли у свободы минусы;
              • зачем мы постоянно пытаемся срезать дорогу до пункта назначения;
              • почему одни животные могут себе позволить лениться, а другие нет.
                Лекция 9.
                Медиаторы потребностей
                дата: 18 июня 19:30
                Мы разобрались, какими бывают потребности мозга. Но как именно нейроны управляют нашей психикой и заставляют нас искать пищу, бороться за свободу и лениться? О механизмах и веществах, которые за это отвечают, и поговорим на заключительной лекции. Выясним, как специальные молекулы — медиаторы — вызывают у нас чувства страха, радости, удивления и отвращения, и разберёмся, как на человека действуют антидепрессанты и наркотики.

                А ещё узнаем:
                • как сообщаются миллиарды нейронов и триллионы синапсов в нашем мозге;
                • какое значение для удовлетворения потребностей имеют эмоции;
                • как мозг награждает нас за удовлетворение потребностей и наказывает, когда мы их игнорируем;
                • зачем разные программы поведения конкурируют за одни и те же потребности;
                • почему желания мозга невозможно удовлетворить впрок.
                  Лектор
                  Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
                  Вячеслав Дубынин