онлайн-курс
дата
формат
длительность
с 16 декабря
онлайн-вебинары
10 занятий по 2 часа
Главные -измы
в искусстве XX века
Сравниваем ключевые направления в современном искусстве на Западе и в России
Чем отличаются импрессионизм, поп-арт и акционизм в России
и за рубежом
Главные -измы
в искусстве
XX века




Учимся сравнивать работы Моне и Коровина, Мондриана и Малевича, Дюшана и Кабакова
О курсе
Стиль в искусстве появляется в какой-то отдельной стране, а затем распространяется по всему миру и влияет на художников. В результате одно и то же художественное направление в разных частях света приобретает неожиданные формы.
На курсе взглянем на искусство конца XIX — конца XX века по-новому — через сравнение. Узнаем, как появлялись и развивались 10 главных течений в искусстве на Западе и в России. Сравним творчество ключевых художников в каждом из направлений и научимся сопоставлять работы Моне и Коровина, Мондриана и Малевича, Дюшана и Кабакова.
На курсе изучим 10 главных направлений в живописи XX века и посмотрим, чем отличались художественные методы
и теории в России и на Западе.
Выясним, какие зарубежные концепции
приняли русские художники, а какие —
отвергли. Узнаем, кого из художников
мы могли бы назвать русским
Полем Сезанном, Энди Уорхолом
и Мариной Абрамович.
Этот курс можно подарить
Для этого выберите опцию «в подарок» при покупке
Формат занятий
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Что узнаем
Какими работами немецких экспрессионистов вдохновился советский художник Юрий Пименов, изображавший инвалидов войны
Откуда в России взялся импрессионизм и чем он отличается от французского
Почему приезд в Санкт-Петербург основателя футуризма Филиппо Маринетти вызвал скандал
Что общего у изображений Руанского собора кисти импрессиониста Клода Моне и картин с индюшками авангардиста Михаила Ларионова
Как художники-концептуалисты в Европе и СССР доказывали, что искусством может быть перевёрнутый писсуар и график выноса помойного ведра
Почему советские абстракционисты 60-х годов писали картины маленьких «чемоданных» форматов, пока их коллеги на Западе создавали гигантские картины
Как акционизм превратил тело художника в искусство и почему Казимира Малевича можно назвать одним из первых акционистов
Программа
Импрессионизм
вебинар 1
Неопримитивизм
вебинар 2
Кубизм и футуризм
вебинар 3
Конструктивизм
вебинар 4
Экспрессионизм
вебинар 5
Абстракционизм
вебинар 6
16 декабря 19:00
20 декабря 12:00
23 декабря 19:00
27 декабря 12:00
30 декабря 19:00
12 января 19:00
Концептуализм
вебинар 7
Поп-арт
вебинар 8
17 января 12:00
20 января 19:00
Гиперреализм
вебинар 9
24 января 12:00
Акционизм
вебинар 10
30 января 19:00
Моне, Писсарро, Ренуар VS Поленов, Коровин, Серов
Гоген, Матисс, Руссо VS Гончарова, Ларионов, Пиросмани
Пикассо, Брак, Боччони VS Гончарова, Малевич, Татлин
Ле Корбюзье, Липшиц, Шлеммер VS Татлин, Степанова, Родченко
Кандинский, Кирхнер, Клее VS Дейнека, Пименов, Филонов
Мондриан, Ротко, Поллок VS Малевич, Розанова, Попова
Дюшан, Кошут, Мандзони VS Кабаков, Булатов, Пивоваров
Уорхол, Лихтенштейн, Олденбург VS Комар и Меламид, Соков, Васильев
Клоуз, Ахерн, Эстес VS Файбисович, Шерстюк, Базилев
Кляйн, Абрамович, Кусама VS Осмоловский, Кулик, группа «Война»
Вебинар 1.
Импрессионизм
дата: 16 декабря 19:00
лектор: Мария Мороз
Моне, Писсарро, Ренуар VS Поленов, Коровин, Серов

Первая выставка французских импрессионистов в Париже прошла в 1874 году. На ней оказался и русский живописец Василий Поленов, который вместе с Валентином Серовым и Константином Коровиным разрабатывал идеи и приёмы импрессионизма на русской почве. Русские импрессионисты отличались от французов: они использовали более сложные и землистые цвета и писали работы долго, а не за пару сеансов на пленэре.

На вебинаре узнаем, почему именно с импрессионизма в Европе началась история модернизма. Увидим, как русские художники переосмыслили приёмы западных коллег, и разберёмся, как они работали с цветом и светом. Выясним, как этюд в России стал полноценным художественным произведением.
Вебинар 2.
Неопримитивизм
дата: 20 декабря 12:00
лектор: Мария Мороз
Гоген, Матисс, Руссо VS Гончарова, Ларионов, Пиросмани

Художники начала XX века хотели взглянуть на мир непредвзято. Для этого они обратились к наивному искусству: Гоген отправился за вдохновением на Таити, Пикассо искал красоту в древних деревянных фигурках и масках, а Матисс экспериментировал с чистым цветом, как на средневековых витражах. Русские же художники выбрали более радикальный путь: они стали имитировать стиль народного искусства.  

На вебинаре узнаем, где черпали вдохновение русские неопримитивисты и чем им нравились народный лубок и русская икона. Выясним, какие приёмы работы с цветом использовали художники, и сравним картины главных представителей направления во Франции и России — Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Вебинар 3.
Кубизм и футуризм
дата: 23 декабря 19:00
лектор: Мария Мороз
Пикассо, Брак, Боччони VS Гончарова, Малевич, Татлин

В конце 1900-х во Франции появился кубизм, а в Италии — футуризм. Кубисты пытались изобразить предмет сразу с нескольких сторон, а футуристы — воспеть скорость и показать предмет в движении. Они отказались от классических представлений о работе с формой и цветом и приблизились к абстракции. Русские же художники в середине 1910-х соединили и трансформировали эти теории и создали новое направление — кубофутуризм.

На вебинаре узнаем, кто из коллекционеров привёз в Россию кубистов и как работы Пикассо повлияли на русских художников. Выясним, что такое «симультанное видение», и посмотрим, как художники передавали на холсте движение, скорость и шум.
Вебинар 4.
Конструктивизм
дата: 27 декабря 12:00
лектор: Мария Мороз
Ле Корбюзье, Липшиц, Шлеммер VS Татлин, Степанова, Родченко

Конструктивизм одновременно зародился в конце 1920-х годов в СССР и Европе и стремился сделать искусство более функциональным. Например, главные советские конструктивисты — Александр Родченко и Варвара Степанова — рисовали рекламные плакаты и эскизы для промышленных товаров. Примерно те же задачи решали в это время их коллеги в школе Баухаус в Германии: они проектировали дома будущего и занимались дизайном. 

На вебинаре выясним, как художники пытались приносить пользу обществу в России и Европе и чем различались эти подходы. Изучим утопические проекты Татлина, новые фотографические приёмы Родченко и архитектурные решения Гинзбурга и братьев Весниных. Поговорим о последователях Баухауса и проектах, которые они реализовали в СССР.


Вебинар 5.
Экспрессионизм
дата: 30 декабря 19:00
лектор: Мария Мороз
Кандинский, Кирхнер, Клее VS Дейнека, Пименов, Филонов

В Европе экспрессионизм появился в первом десятилетии ХХ века и был представлен двумя яркими группами художников: «Мост» во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером и «Синий всадник» Василия Кандинского и Франца Марка. Экспрессионисты стремились передать на холсте чувства и для этого использовали цвета и деформировали формы человеческого тела. В России это течение начало развиваться с 1924 года, когда в Москве прошла выставка немецких экспрессионистов.

На вебинаре узнаем, чем экспрессионисты отличались от фовистов, которые тоже любили яркие цвета. Научимся различать экспрессионизм художников из Мюнхена и Дрездена и увидим, как экспрессионизм отразился на раннем творчестве Юрия Пименова, известного работами в стиле соцреализма.
Вебинар 6.
Абстракционизм
дата: 12 января 19:00
лектор: Мария Мороз
Мондриан, Ротко, Поллок VS Малевич, Розанова, Попова

Первые абстрактные работы появились в 1910-х одновременно у нескольких художников. В России Казимир Малевич написал «Чёрный супрематический квадрат», Василий Кандинский в Германии — экспрессивные импровизации, а Пит Мондриан в Голландии — композиции из горизонтальных и вертикальных фигур. Современникам художников беспредметная живопись казалась чем-то революционным, но уже после Второй мировой войны язык абстракции стал для многих живописцев единственно возможным.

На вебинаре выясним, чем супрематизм Малевича отличается от неопластицизма Мондриана, а абстрактный экспрессионизм Поллока — от живописи цветовых полей Ротко. Узнаем, почему в СССР абстракцию долго запрещали и как её возродили художники во время «оттепели», когда в стране начали проходить иностранные выставки.
Вебинар 7.
Концептуализм
дата: 17 января 12:00
лектор: Мария Мороз
Дюшан, Кошут, Мандзони VS Кабаков, Булатов, Пивоваров

Концептуалисты считают, что главное в произведении искусства — это идея. Благодаря ей шедевром может стать обычный писсуар или любой другой предмет обихода. Первые концептуальные произведения француза Марселя Дюшана появились ещё в 20-х, а окончательно концептуализм оформился на Западе только спустя полвека. В СССР концептуализм развивался в 70–80-х и отличался тем, что анализировал границы советской действительности и, например, жизнь в коммуналке.

На вебинаре изучим работы западного идеолога концептуализма Джозефа Кошута, и узнаем, какие три стула он выставил в музее. Выясним, как создали свой, московский, концептуализм художники Илья Кабаков и Виктор Пивоваров. Разберёмся, зачем художники отказались от изобразительности, и увидим, как они использовали в работах тексты и диаграммы.
Вебинар 8.
Поп-арт
дата: 20 января 19:00
лектор: Мария Мороз
Уорхол, Лихтенштейн, Олденбург VS Комар и Меламид, Соков, Васильев (MON)

Поп-арт появился на Западе в 50–60-х годах в ответ на распространение массовой культуры и развитие общества потребления. Тогда Энди Уорхол создал знаменитые изображения иконы поп-культуры Мэрилин Монро, а Рой Лихтенштейн — картины-комиксы. В СССР художники в это время производили лишь идеологические клише и о поп-арте почти ничего не слышали. 

На вебинаре поговорим о работах самых знаменитых художников поп-арта Уорхола и Лихтенштейна. Выясним, зачем художник Том Вессельман изображал обнажённых американок и почему называл этих девушек великими. Узнаем, как советские художники в 70-х создали новое направление на стыке соцреализма и поп-арта — соц-арт, и посмотрим, как соц-арт высмеивал пропаганду в СССР.
Вебинар 9.
Гиперреализм
дата: 24 января 12:00
лектор: Мария Мороз
Клоуз, Ахерн, Эстес VS Файбисович, Шерстюк, Базилев

Гиперреализм возник в США в конце 60-х и объявил, по выражению философа Жана Бодрийяра, о смерти реальности. Гиперреалисты пытались осмыслить окружающий мир, но необычным образом: они брали фотографию и копировали её в увеличенном масштабе на холст. В России расцвет гиперреализма пришёлся на конец 70-х, когда обострился конфликт человека с советской действительностью. 

На вебинаре увидим, при помощи каких технических приёмов гиперреалисты переводили на холсты изображения с фотографических снимков. Узнаем, почему художники обращали внимание на блестящие и отражающие предметы и почему в СССР не запрещали гиперреализм. Посмотрим, какие сцены из советской жизни запечатлели в своих работах главные русские гиперреалисты Семён Файбисович и Сергей Шерстюк.
Вебинар 10.
Акционизм
дата: 30 января 19:00
лектор: Мария Мороз
Кляйн, Абрамович, Кусама VS Осмоловский, Кулик, группа «Война»

Акционизм стирает границы между жизнью и искусством и доказывает, что художник и его действия обладают такой же ценностью, что и картина. Зачатки акционизма можно найти уже в творчестве авангардистов начала XX века и в том, как Казимир Малевич гулял по Москве с деревянной ложкой в петлице. На Западе расцвет перформанса пришёлся на 60-е годы, а в России — лишь на 90-е.

На вебинаре узнаем, что такое художественная тактика «нападения» и «прямого действия» и сравним акции российских и западных художников. Разберёмся, зачем француз Ив Кляйн обмазывал голых моделей краской и катал их по холсту, а Марина Абрамович и её возлюбленный Улай сплелись волосами и сидели неподвижно спина к спине 17 часов. Выясним, что хотели сказать русские художники, которые ползли от станции метро к памятнику Владимира Маяковского.
Лектор
работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма
Мария Мороз
В 2012 году окончила факультет журналистики МГУ, в 2017 году — факультет истории искусств РГГУ по специальности «Искусствоведение».

«Занимаюсь исследованием русского искусства XIX—XX веков. Пробую систематизировать то, что происходит в современном искусстве через интервью с молодыми художниками для подкаста „Что ты творишь?"». Больше всего люблю определять, как связаны между собой разные художественные явления, как сформировался индивидуальный стиль художника и как раскрывать завуалированные символы и смыслы. Искусствоведение — это наука, которая помогает считывать визуальные образы, видеть не просто изображение пейзажа или чёрного квадрата, но той истории, которая сопровождает появление каждого произведения на свет. В этом диалоге с искусством можно открыть двери в самые разные области знания».