онлайн-курс
дата
формат
длительность
с 28 сентября
онлайн-вебинары
9 занятий по 2 часа
Тур по мировой живописи
9 вебинаров об искусстве Европы, Латинской Америки, России и США
Я чувствую, что работа моя — это постижение сердца народа, что я должен держаться этого пути, должен вгрызаться в глубину жизни
Винсент Ван Гог
О курсе
Изучение истории искусства напоминает путешествие. Мы перемещаемся из античной Греции в Древний Рим, затем — в средневековые Францию и Германию, после — в итальянское и голландское Возрождение. Отдельные страны мы покидаем на века, а до Латинской Америки и США и вовсе не доезжаем. Их живопись мы знаем всего по нескольким ярким авторам.
Мы предлагаем по-новому взглянуть на историю живописи и за 9 вебинаров узнать, как развивалось русское, европейское, американское и латиноамериканское искусство на протяжении истории. Один вебинар — одна страна или один регион, и их живопись от древности до современности.
Формат занятий
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Что узнаем
Чем интересна живопись Латинской Америки помимо картин Фриды Кало и Диего Риверы
Что мы имеем в виду, когда говорим об «итальянском искусстве», и что происходило с этим искусством в Средневековье
Как британский художник Дэвид Хокни стал самым дорогим в мире
Почему именно Париж стал столицей мировой живописи в XIX веке
Что скрывает австрийское искусство под золотом Густава Климта
За что работы великого Эль Греко хотели выбросить из музея Прадо в Мадриде
Какой вклад в мировую живопись внесла Россия
Как США искали свой путь в живописи и как поп-арт стал кривым зеркалом американской мечты
Программа
Италия: от античности до маньеризма
вебинар 1
Италия: от барокко до XXI века
вебинар 2
Франция
вебинар 3
Великобритания
вебинар 4
Испания
вебинар 5
Латинская Америка
вебинар 6
28 сентября 19:30
30 сентября 12:00
6 октября 19:30
9 октября 19:30
11 октября 12:00
13 октября 19:30
Австрия
вебинар 7
Россия
вебинар 8
15 октября 19:30
18 октября 12:00
США
вебинар 9
20 октября 19:30
Вебинар 1.
Италия: от античности до маньеризма
дата: 28 сентября 19:30
лектор: Наталья Вострикова
Кажется, история итальянского искусства — это рассказ о сплошных успехах, ведь она открывала что-то новое почти каждое столетие. Имена Леонардо, Микеланджело, Джотто и Бернини у всех на слуху, а поездка в эту страну веками была важной частью обучения художников. Но живопись европейского масштаба была в Италии всегда! На вебинаре поговорим о временах, когда итальянское искусство никто не вспоминал, и поймём, как эти падения чередовались со взлётами. Узнаем:

  • Откуда вести отсчёт итальянской живописи и кого называть первыми римскими художниками;
  • Каким было средневековое искусство Италии и почему о нём почти не рассказывают;
  • Какую революцию в искусстве совершил Джотто;
  • Что важнее для итальянского мастера: перспектива, анатомия, декоративные детали или портрет;
  • Как отличить венецианскую живопись от флорентийской и какую роль в искусстве играет климат;
  • Как несколько десятилетий Высокого Возрождения изменили всё европейское искусство.
Вебинар 2.
Италия: от барокко до XXI века
дата: 30 сентября 12:00
лектор: Наталья Вострикова
К XVII веку из итальянского Возрождения выросли два непохожих стиля: эмоциональное барокко и строгий классицизм. На вебинаре выясним, как бок о бок развивались такие контрастные стили. Поймём, почему в XVIII веке итальянская живопись отошла на второй план. Пройдём через непростой XIX век, в котором итальянское искусство пыталось вернуться на европейский Олимп после периода забвения. И, конечно, увидим, как в XX веке страна стала родиной броского футуризма. Узнаем:

  • Получился ли у итальянцев правильный классицизм;
  • Какие картины может написать прирождённый скульптор;
  • Как один художник придумал новый жанр живописи;
  • Почему Караваджо, художника XVII века, можно назвать первым режиссёром;
  • Что такое «бедное искусство»;
  • Почему футуризм возник именно в Италии;
  • Какие современные итальянские художники заслуживают внимания.
Вебинар 3.
Франция
дата: 6 октября 19:30
лектор: Дарья Воронина
Мы знаем Францию как страну искусств и центр притяжения художников всего мира. Из Испании за вдохновением сюда приезжал Пикассо, из Нидерландов — Ван Гог, из России — Репин, Шагал и многие другие. Здесь рождались революционные стили искусства, а коллекционеры открывали новые имена. На вебинаре выясним, как Париж завоевал статус столицы живописи, и узнаем:

  • Почему Леонардо да Винчи можно считать французским художником;
  • Кто из французских монархов начал коллекционировать живопись и почему Людовика XIV считают покровителем искусств;
  • Имеет ли отношение романтика к стилю живописи романтизм;
  • Как импрессионизм перевернул мир искусства и какую роль в этом сыграл писатель Эмиль Золя;
  • Какие французские мастера продавали воздух вместо картин;
  • Как живопись вдохновляла французское сопротивление в годы Второй мировой войны;
  • Какими идеями живут парижские художники последние 30 лет.
Вебинар 4.
Великобритания
дата: 9 октября 19:30
лектор: Полина Токмачева
Британские культура и искусство вызывают так много ассоциаций, что живопись среди них иногда теряется. В то же время именно в Великобритании создавали картины, изысканную мебель и ткани прерафаэлиты, писал пейзажи Уильям Тёрнер и изучал человеческое тело Фрэнсис Бэкон. На вебинаре проследим 500 лет истории английской живописи от портретов королевы Елизаветы до поп-арта. Выделим её самобытные черты и оценим вклад в мировое искусство. Узнаем:

  • Почему Елизавета I, судя по портретам, никогда не старела;
  • Какие жанры характерны для британской живописи, а какие прижились в ней с трудом;
  • Почему большинство соседей знали Уильяма Тёрнера как моряка;
  • Какая картина вызвала такой скандал, что её сняли с выставки и привезли показывать лично королеве Виктории;
  • Почему художники Лондонской школы вернулись к изображению реальности в эпоху абстракции;
  • Как Дэвид Хокни стал самым дорогим художником современности.
Вебинар 5.
Испания
дата: 11 октября 12:00
лектор: Мария Мороз
Сегодня трудно представить западное искусство без Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. Однако долгое время Испания находилась под влиянием других государств, в стране царил душный климат несвободы, а деятельность художников жёстко контролировала инквизиция. На вебинаре выясним, как в такой атмосфере смогли появиться удивительные по своей силе мастера. Увидим кардиограмму развития и упадка испанского искусства и узнаем:

  • Зачем Хусепе Рибера по доброй воле находился в неапольских тюрьмах;
  • Как Веласкесу в 24 года удалось стать придворным художником короля;
  • Из-за чего король Фердинанд VII заявил, что Франсиско Гойя заслуживает смерти;
  • Почему сюрреалисты разругались с Сальвадором Дали;
  • Что успел сделать Пабло Пикассо на посту директора музея Прадо;
  • Какую картину купил у Хуана Миро американский писатель Эрнест Хемингуэй;
  • Что из себя представляет современное испанское искусство в XXI веке.
Вебинар 6.
Латинская Америка
дата: 13 октября 19:30
лектор: Полина Рудь
Латиноамериканская живопись ассоциируется с образами мексиканских художников, супругов Фриды Кало и Диего Риверы. Но ведь Латинская Америка — это 26 стран, на территории которых переплетаются культурные традиций местных жителей, европейцев и африканцев. Каких ещё живописцев подарило миру это культурное разнообразие? Разберёмся на вебинаре. Узнаем:

  • Кто и почему назвал это регион Латинская Америка и существует ли латиноамериканское искусство;
  • Чем манили европейских художников латиноамериканские страны в XIX веке;
  • Почему советского режиссёра Сергея Эйзенштейна интересовала мексиканская графика;
  • Как латиноамериканские художники XX века боролись против диктатуры с помощью бутылки «Кока-колы».
Вебинар 7.
Австрия
дата: 15 октября 19:30
лектор: Наталья Вострикова
Образ Австрии — это роскошные дворцы, в которых звучит музыка Моцарта и Бетховена, причудливые здания Венского сецессиона и кофейни с эталонными десертами. Но Австрия стала одним из культурных центров Европы не только благодаря музыке и архитектуре — в этом есть и заслуга живописи! На вебинаре откроем для себя работы экспрессионистов Эгона Шиле и Оскара Кокошки, картины мастера венского модерна Коломана Мозера и десятков других самобытных художников. И, конечно же, поговорим о главной австрийской звезде — Густаве Климте. Узнаем:

  • Что такое Дунайская школа живописи и как художники этой школы в XVI веке создавали драматичные и романтические пейзажи;
  • Каким художники стиля бидермайер показывали мир маленького человека в XIX веке;
  • Как Густав Климт, напоминавший неуклюжего медведя, стал создателем самых изысканных и эротичных женских образов;
  • Почему австрийский модерн задавал тон всему европейскому искусству;
  • Какое место современные австрийские художники занимают в европейском искусстве.
Вебинар 8.
Россия
дата: 18 октября 12:00
лектор: Мария Мороз
До конца XVII столетия в России не было другого искусства, кроме религиозного. Но с появлением светской живописи русское искусство буквально за 200 лет проделало путь от первых масляных портретов и пейзажей до авангарда с отказом от изображения реальности на холсте. На вебинаре проследим главные этапы развития русской живописи и попытаемся ответить на вопрос, в чём же заключается его самобытность. Узнаем:

  • Почему Андрей Рублёв стал самым известным русским иконописцем;
  • Кто изображён на первых русских портретах;
  • Какой художник стал любимцем Петра I;
  • Как связана картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» с войной 1812 года;
  • Почему творчество Репина называют «энциклопедией русской жизни»;
  • С чего начался русский авангард и какие новые «измы» придумали авангардисты;
  • Как изменилась роль художника в советский период и как живопись разделилась на соцреализм и неофициальное искусство;
  • Как выглядит современное российское искусство и кто его представляет.
Вебинар 9.
США
дата: 20 октября 19:30
лектор: Юлия Воротынцева
Искусство США долгое время воспринималось как второстепенное. Лишённое собственных традиций, школ и меценатов, оно шло по пути европейского. Однако в XX веке всё изменилось. В 1950-е об абстрактном экспрессионизме заговорили как об истинно американской живописи, а появившийся в то же время поп-арт выразил суть американской мечты. На вебинаре выясним, как США нашли свой стиль в живописи. Узнаем:

  • Почему Джорджию О'Кифф называют матерью американского модернизма;
  • Как картины Джексона Поллока связаны с живописью песком индейского племени навахо;
  • Почему представителя поп-арта Роя Лихтенштейна называли «худшим художником Соединённых Штатов»;
  • Что такое живопись цветового поля и живопись жёстких контуров и как их различать;
  • Зачем фотореалисты создают картины, которые трудно отличить от фотографии;
  • Исчерпала ли живопись себя и куда развиваться искусству в эпоху «после живописи».
Лекторы
Полина Токмачева
кандидат искусствоведения, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина, старший преподаватель РГГУ
Наталья Вострикова
историк искусства, преподаватель
Института славянской культуры МГУДТ
руководитель школы живописи Ван Гог, руководитель АРТ-Лаборатории — содружества молодых художников и искусствоведов
Дарья Воронина
работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма
Мария Мороз
Полина Рудь
искусствовед, создатель школы испанского языка, автор инстаграм блога про культуру Испании и Латинской Америки
научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
Юлия Воротынцева
Автор курсов по истории искусства в Институте славянской культуры МГУДТ, Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ)

Окончила Государственную академию славянский культуры по специальности «Теория и история изобразительного искусства».
Преподаватель Института славянской культуры МГУДТ и Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).
Преподавательский стаж — 18 лет.


Окончила Кафедру истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. Ломоносова.
В 2015 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Образы итальянского Возрождения в английской культуре XIX — начала XX века».

Специализируется на живописи эпохи Возрождения, прерафаэлитах.
Работает лектором-искусствоведом в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Художник-любитель.


Окончила аспирантуру исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по направлению «искусствоведение». Тема диссертации: «Концептуальное искусство в странах Латинской Америки в 1960–1980-е гг».

Получила грант на завершение диссертации в Национальном Автономном университете города Мехико (UNAM). Жила в Мексике, Аргентине и Уругвае, где выступала на научных конференциях по латиноамериканскому искусству.
Окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (МОММА) по направлению «Кураторство проектов в области современного искусства».
Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета.

После университета изучала средневековую иконопись Великого Новгорода и проблемы педагогического дизайна в Ярославском государственном педагогическом университете.
Как педагог сотрудничала со МоСГу, МСИ, МПГИ, УНИК, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Автор и ведущая программ о современном искусстве для научно-информационного канала Poisknews.
Принимала участие в качестве эксперта в создании серии документальных фильмов из серии «Передвижники» для телеканала «Культура».
Член Творческого союза художников России.
В 2012 году окончила факультет журналистики МГУ, в 2017 году — факультет истории искусств РГГУ по специальности «Искусствоведение».

«Занимаюсь исследованием русского искусства XIX—XX веков. Пробую систематизировать то, что происходит в современном искусстве через интервью с молодыми художниками для подкаста „Что ты творишь?"». Больше всего люблю определять, как связаны между собой разные художественные явления, как сформировался индивидуальный стиль художника и как раскрывать завуалированные символы и смыслы. Искусствоведение — это наука, которая помогает считывать визуальные образы, видеть не просто изображение пейзажа или чёрного квадрата, но той истории, которая сопровождает появление каждого произведения на свет. В этом диалоге с искусством можно открыть двери в самые разные области знания».
Окончила исторический факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, отделение истории искусства.

Куратор выставок в Государственной Третьяковской галерее, посвящённых отечественному искусству второй половины ХХ века: «Гиперреализм: когда реальность становится иллюзией» (2015); «Оттепель» (2017); «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» (2020).