18+
Заимствования
в кино
Порой кажется, что отдельные элементы фильма не придуманы с нуля, а откуда-то заимствованы. Такое вполне возможно. И здесь важно понять, что перед нами — сознательное копирование или случайное совпадение, откровенный плагиат или постмодернистская цитата?
Плагиат
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Большой фрагмент
Буквальное
Обращайте внимание на сюжетные перипетии, напоминающие другой фильм. Если заимствованы целые сцены или почти весь сценарий — это плагиат. Попытайтесь понять, появляются ли новые смыслы благодаря заимствованию. Если нет — перед вами плагиат. Если да — это, вероятно, реминисценция или аллюзия.
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Присвоить чужое оригинальное решение
Да
Пример приёма
«Убить Билла», реж. Квентин Тарантино, 2003
«Госпожа Кровавый Снег», реж. Тосия Фудзита, 1973
Пародия
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Большой фрагмент
Переосмысленное
Определите настроение эпизода. Высмеивание известной сцены или целого произведения говорит о пародийности. Попытайтесь понять, какие клише и приёмы она высмеивает и почему именно их.
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Высмеять жанровые клише
Нет
Пример приёма
«Эббот и Костелло встречают Франкенштейна», реж. Чарльз Бартон, 1948
Цитата
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Отдельный элемент
Буквальное
Обращайте внимание на произведения искусства, с которыми взаимодействуют герои фильма — на всё, что они смотрят, читают и произносят. Скорее всего, режиссёр неслучайно добавил эти элементы.
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Расширить контекст сцены
Нет
Пример приёма
«Пёс-призрак: путь самурая», реж. Джим Джармуш, 1999
Литературная, когда герои читают вслух
Художественная, когда в кадр попадают изображения картин
«Фильм внутри фильма», когда герои смотрят кино
«Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962
«Один дома», реж. Крис Коламбус, 2000
Оммаж
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Отдельные элементы фильма, подвид реминисценции
Буквальное
Нужно знать культовые фильмы классических режиссёров, знаменитые сцены и кадры и пытаться найти аналогии с ними в фильме. Например, вот один из самых цитируемых кадров Эйзенштейна и Бунюэля
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Передать отношение режиссёра к другому творцу
Да
Пример приёма
«Броненосец „Потёмкин"», реж. Сергей Эйзенштейн, 1925
«Андалузский пёс», реж. Луис Бунюэль, 1929
«Крёстный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1972
Аллюзия
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Отдельные элементы фильма
Переосмысленное
Подумайте, насколько это обширная отсылка к другому произведению. Если аналогичны не только, например, герои, но и сюжетные перипетии, локации, освещение и монтаж, то это, скорее всего, аллюзия.
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Расширить контекст сцены, создать межвременной культурный диалог
Нет
Пример приёма
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», реж. Том Стоппард, 1990
Обязательные
Опциональные
Случайные
«Великая красота», Паоло Соррентино, 2013
Схожие сюжеты фильмов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», реж. Элем Климов, 1964 и «Королевство полной луны», реж. Уэс Андерсон, 2012
«Сладкая жизнь», реж. Федерико Феллини, 1960
Реминисценция
Какую часть занимает в фильме?
Какое это заимствование?
Как распознать?
Отдельный элемент
Переосмысленное
Определите, насколько точечна и скрыта от зрителя эта отсылка. Если она заключена в детали (например, в костюме персонажа) и почти незаметна, то это реминисценция
Зачем нужно?
Скрыто ли от зрителя?
Расширить контекст сцены
Да
Пример приёма
«Мертвец», реж. Джим Джармуш, 1995
«Ад Каннибалов», реж. Руджеро Деодато, 1980