18+
Как работает монтаж
Сочетание кадров в кино называют монтажными фразами. На примере фильма «Джокер» режиссёра Тодда Филлипса разберёмся, по каким правилам в фильмах сочетают разные крупности кадров, зачем режиссёры иногда их нарушают и почему некоторые сцены некомфортны для восприятия.
Первое правило монтажа
Крупности комфортнее воспринимать «через одну»
Сочетание соседних крупностей без смены угла съёмки и объекта воспринимается как некомфортный для зрения скачок
С нарушением правила
По правилу
Второе правило монтажа
Камеры в соседних кадрах должны располагаться в одной полуплоскости относительно оси взаимодействия героев.
При нарушении оси взаимодействия герои теряют зрительный контакт, а мы — ориентацию в пространстве сцены фильма.
С нарушением правила
По правилу
Джокер
Ведущий
Ось взаимодействия
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его
Третье правило монтажа
Движение в соседних кадрах не должно резко меняться на противоположное.
Резкая смена направления движения некомфортна для восприятия, так как наше зрение инертно. С точки зрения сюжета такое сопоставление кадров означает, что герой или объект развернулся и изменил вектор движения.
С нарушением правила
По правилу
Четвёртое правило монтажа
Композиционные центры должны различаться не больше, чем на одну треть экрана, максимум — на половину. Это расстояние, на которое мы можем комфортно перевести взгляд.
Если композиционные центры разнесены в противоположные части экрана, переводить взгляд становится дискомфортно, так как периферийное зрение у нас развито хуже центрального.
С нарушением правила
По правилу