Как работает объектив
Выбор съёмочной техники почти никогда не бывает случайным. Разберёмся, как устроен глаз кинокамеры — объектив — и как глубина резкости и угол зрения формируют разные типы экранных пространств.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние — это угол зрения камеры, который измеряется в милимметрах, а также:
определяет угол обзора — объём пространства в кадре: чем длиннее фокусное расстояние, тем уже угол его обзора, чем короче — тем шире;
влияет на пропорции объектов в кадре: чем длиннее фокусное расстояние, тем более крупным кажется объект, чем короче — тем более мелким;
влияет на резкость объекта в кадре: при длинном фокусном расстоянии достигается минимальная глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП), то есть объекты в кадре находятся в фокусе. При коротком фокусном расстоянии достигается максимальная ГРИП, то есть объекты находятся в расфокусе;
влияет на восприятие изображения: создаёт эффект присутствия, сжатия или раздвижения пространства.
28 мм
50 мм
90 мм
120 мм
180 мм
200 мм
400 мм
600 мм
Угол обзора
Объектив
Широкоугольный
Среднефокусный
Длиннофокусный
Сверхдлиннофокусный
Эффект
Эффект раздвижения пространства
Эффект присутствия
Эффект приближения, сжатия пространства
Эффект приближения, сжатия пространства
Пример
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»,
реж. Терри Гиллиам
«Психо»,
реж. Альфред Хичкок
«007: Координаты „Скайфолл"»
реж. Сэм Мендес
«Отель „Гранд Будапешт"»,
реж. Уэс Андерсон
Сверхдлиннофокусный объектив
Длиннофокусный объектив
Среднефокусный объектив
Широкоугольный объектив
Сверхдлиннофокусный объектив
Среднефокусный объектив
Длиннофокусный объектив
Широкоугольный объектив
Сверхдлинно-фокусный объектив
Пример
Пример
Пример
Пример
28 мм
50 мм
90 мм
120 мм
180 мм
200 мм
400 мм
600 мм
Диафрагма
Диафрагма — второй важнейший параметр объектива. Так называют величину относительного отверстия объектива. Диафрагма работает подобно человеческому зрачку: если света слишком много — сужается, если мало — раскрывается. А ещё:
определяет количество света, которое попадает на плёнку;
влияет на ГРИП: чем больше диафрагма закрыта, тем больше становится глубина резкости.
F/2
F/2.8
F/4
F/5.6
F/8
F/11
F/16
Типы экранного пространства
В кадре действие происходит одновременно на переднем и заднем планах. Но человеческое зрение не может воспринимать два действия одновременно. В зависимости от глубины резкости выделяют два одноплановых и два многоплановых типа экранных пространств. Выбирая тот или иной тип кадра, режиссёр акцентирует наше внимание на нужном действии или объекте.
Разберём типы экранного пространства на примере кадров из фильма «007: Координаты „Скайфолл"» режиссёра Сэма Мендеса.
Одноплановые кадры
Плоский кадр
Объемный одноплановый кадр
Многоплановые кадры
Многоплановый кадр с взаимодействием планов
Кадр с активным задним планом