Особенности живописи Винсента Ван Гога
Винсент Ван Гог считал, что «говорить за нас должны наши полотна». Его работы наполнены глубоким символизмом, но даже на эмоциональном уровне мы чувствуем оголённую экспрессию его мазка и цвета. На примере «Воскрешения Лазаря» разберёмся, как смотреть картины Винсента Ван Гога, обращая внимание на три особенности его живописи: синтез религии и современности, отсылки к художникам прошлого и технику импасто.
Воскрешение Лазаря. Винсент Ван Гог. 1890.
Религиозный сюжет
В основе картины Ван Гога — новозаветный сюжет о воскрешении Лазаря. Но в Новом завете тело Лазаря лежит в пещере, а у Ван Гога — в поле, да и Христа на картине нет. Вместо него под палящим южным солнцем у одра стоят две женщины — знакомые художника из Арля: миссис Роулин в зелёном платье и миссис Джину в тёмном платье с разноцветными полосками. Религиозный сюжет у Ван Гога становится частью повседневности, а повседневность, в свою очередь, обретает религиозную трактовку.
Влияние старых мастеров
Винсент Ван Гог часто по-новому интерпретировал работы старых мастеров. Эту картину он написал по литографии Рембрандта ван Рейна, голландского художника XVII века. Постимпрессионист скопировал композицию, чтобы, как и Рембрандт, «погрузиться в таинственность и говорить вещи, для которых нет слов ни на одном языке».
Техника импасто
В работах Ван Гога цвет отвечает за общее настроение и создание атмосферы картины, а мазок лепит текстуру предмета.

Техника, которую использует Ван Гог, называется импасто. Его мазки объёмные и плотные. Они будто живут своей жизнью и придают картине вечное движение. Небо закрутилось вокруг солнечного диска, складки одежд вьются, занавес над могилой будто бы пламенеет. Всё это благодаря мазку.