Особенности живописи Поля Сезанна
«Отшельник из Экса», самый старший из постимпрессионистов, писал, что хочет «поразить Париж с помощью моркови и яблока». Искусство Поля Сезанна находится между грубой простотой и возвышенной сложностью. На примере натюрморта «Яблоки и печенье» разберёмся, как смотреть полотна художника, обращая внимание на три особенности его живописи: работу с «низким» жанром, работу с формой и цветом и соединение нескольких ракурсов в одной картине.
Яблоки и печенье. Поль Сезанн. 1890.
Натюрморт
Сезанн обращается к «низкому» по стандартам Академии искусств жанру — натюрморту, чтобы эксперементировать с формой и цветом.

Перед зрителем простой сундук с разбросанными на нём яблоками и тарелкой с реймсским розовым печеньем. Этот набор предметов кажется простым, но Сезанн пишет яблоки не только из-за простоты их формы. Яблоки — ещё и символ грехопадения, раздора и воспоминания об Эмиле Золя, который в начале дружбы с Сезанном подарил ему корзину этих фруктов.
Форма и цвет
Сезанн считал, что «цвет лепит предметы», поэтому на его картинах сложно отделить цвета от формы. Одни яблоки кажутся объёмными благодаря градациям тёплых оттенков, другие выглядят плоскими из-за использования чистого жёлтого цвета. Если читать картину справа налево, яблоки будто превращаются из сочных фруктов в простые геометрические фигуры: круги и овалы.

Единство композиции сохраняется благодаря вкраплениям одного цвета в разные предметы: блики зелёного объединяют фрукты, обои на стене и стенку сундука.
Множественные ракурсы
Революционным в подходе Сезанна стало изображение предметов с разных ракурсов на одной картине. Сложно точно определить, где именно находится зритель по отношению к натюрморту: мы смотрим то ли слегка сверху, то ли сбоку, то ли на уровне глаз.

На картину Сезанна лучше смотреть как на работу художника-абстракциониста: анализировать изображение не через сюжет, а через цвет, форму и композицию.