Лики импрессионистов:
в чём уникальность каждого мастера?
Постимпрессионисты Сезанн, Гоген и Ван Гог знали друг друга, а их искусство родилось в одном культурном контексте Франции конца XIX века. Но все они на разных этапах жизни покинули Париж, и пути художников радикально разошлись. Поль Сезанн аскетически заперся в студии у горы Сент-Виктуар, Ван Гог искал успокоение на юге Франции, Гоген сбежал на далёкие острова Полинезии в поисках современного Эдема. Разберемся, на каких диалектах постимпрессионизма говорил каждый из отшельников.
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Автопортрет с палитрой. Поль Сезанн. 1890
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Винсент Ван Гог. 1889
Автопортрет с нимбом и змеей. Поль Гоген. 1889
Импрессионизм
Источники вдохновения
Стога сена. Клод Моне. 1891.
Искусство Японии
Переправа через Сумиду. Тойохара Куничика. 1855.
Колорит
Яркий и контрастный
Яркий и контрастный
Простой и солнечный
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Жёлтые, розовые, оранжевые, зелёные цвета
Форма
Стремление к геометризации
Искажение реальности
Уплощение и упрощение
Сезанн лепит массивные, грубые и тяжёлые формы предметов, пытаясь найти их структурную основу. Объекты на картине показаны одновременно с нескольких ракурсов.
Ван Гог надламывает форму предметов, создаёт пламенеющий мир в вечном движении. Через искажённые формы он раскрывает суть и состояние изображённого на картине.
Гоген избавляется от объёма и создает разные по форме и размеру плоскости.
Техника
Форма
Техника
Источники вдохновения
Колорит
Форма
Техника
Формы
Композиция
«... я стремлюсь к логическому развитию того, что мы видим и чувствуем, когда наблюдаем за природой».
«Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».
«Не копируйте природу слишком буквально. Искусство — это абстракция. Извлеките его из природы и пишите, как будто вы мечтаете на природе».
Искусство Полинезии
Полинезийская скульптура
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Техника
Небольшие квадраты
Разлетающийся фейерверк или бегущие волны
Плоскости цветов
Мазки похожи на небольшие квадраты, из которых методично создаются формы.

Сезанн стремится анализировать форму предметов и работает над картиной невероятно медленно: каждый мазок обдуман и наложен так, чтобы раскрыть общий смысл картины.
Мазки похожи на разлетающийся фейерверк или бегущие волны. Ван Гог хочет выразить эмоции каждым движением кисти: он искажает форму предметов, накладывая краски густо и экспрессивно.
Мазки практически не заметны, художник работает плоскостями цветов. Гоген даёт цвету возможность говорить за себя.
Импрессионизм
Путь в Ле-Сабон. Альфред Сислей. 1883.
Неоимпрессионизм
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884–1886.
Искусство Японии
Сливовый парк в Камейдо. Утагава Хиросигэм. 1857.
Голландские старые мастера
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок. Франс Хальс. 1631.
Прогулка. Дама с зонтиком. Клод Моне. 1875.
Источники вдохновения
Колорит
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Автопортрет с палитрой. Поль Сезанн. 1890
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Винсент Ван Гог. 1889
Автопортрет с нимбом и змеей. Поль Гоген. 1889
Импрессионизм
Источники вдохновения
Стога сена. Клод Моне. 1891.
Искусство Японии
Переправа через Сумиду. Тойохара Куничика. 1855.
Колорит
Яркий и контрастный
Яркий и контрастный
Простой и солнечный
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Жёлтые, розовые, оранжевые, зелёные цвета
Форма
Стремление к геометризации
Искажение реальности
Уплощение и упрощение
Сезанн лепит массивные, грубые и тяжёлые формы предметов, пытаясь найти их структурную основу. Объекты на картине показаны одновременно с нескольких ракурсов.
Ван Гог надламывает форму предметов, создаёт пламенеющий мир в вечном движении. Через искажённые формы он раскрывает суть и состояние изображённого на картине.
Гоген избавляется от объёма и создает разные по форме и размеру плоскости.
Техника
Форма
Техника
Источники вдохновения
Колорит
Форма
Техника
Формы
Композиция
«... я стремлюсь к логическому развитию того, что мы видим и чувствуем, когда наблюдаем за природой».
«Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».
«Не копируйте природу слишком буквально. Искусство — это абстракция. Извлеките его из природы и пишите, как будто вы мечтаете на природе».
Искусство Полинезии
Полинезийская скульптура
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Техника
Небольшие квадраты
Разлетающийся фейерверк или бегущие волны
Плоскости цветов
Мазки похожи на небольшие квадраты, из которых методично создаются формы.

Сезанн стремится анализировать форму предметов и работает над картиной невероятно медленно: каждый мазок обдуман и наложен так, чтобы раскрыть общий смысл картины.
Мазки похожи на разлетающийся фейерверк или бегущие волны. Ван Гог хочет выразить эмоции каждым движением кисти: он искажает форму предметов, накладывая краски густо и экспрессивно.
Мазки практически не заметны, художник работает плоскостями цветов. Гоген даёт цвету возможность говорить за себя.
Импрессионизм
Путь в Ле-Сабон. Альфред Сислей. 1883.
Неоимпрессионизм
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884–1886.
Искусство Японии
Сливовый парк в Камейдо. Утагава Хиросигэм. 1857.
Голландские старые мастера
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок. Франс Хальс. 1631.
Прогулка. Дама с зонтиком. Клод Моне. 1875.
Источники вдохновения
Колорит