Авангард: первое поколение
Подведём итоги курса. Вспомним, кем были художники авангарда и каким было революционное искусство начала XX века. Сравним все изученные направления и сопоставим взгляды фовистов, кубистов, экспрессионистов и футуристов на одни и те же явления в современном им мире.
Фовизм
Анри Матисс
Морис де Вламинк
Андре Дерен
1905–1907
Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов.
Анри Матисс
Другие художники: Альбер Марке, Рауль Дюфи, Жорж Брак
Экспрессионизм
Эрнст Кирхнер
Фриц Блейль
Эрих Хеккель
1905–1914
Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами!
Манифест группы «Мост»
Другие художники: Марианна Верёвкина, Алексей Явленский, Пауль Клее
Василий Кандинский
Франц Марк
Август Макке
Карл Шмидт-Ротлуф
Другие художники: Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер
Группа «Мост»
Группа «Синий всадник»
Кубизм
Пабло Пикассо
Жорж Брак
1907–1918
Перелом в понимании реальности картины, как иллюзии действительности. В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию.
Жорж Брак
Салонный кубизм: Жан Метценже, Альбер Грез, Фернан Леже, Хуан Гри, Франсис Пикабия, Марсель Дюшан
Футуризм
Умберто Боччони
Карло Карра
Джакомо Балла
1909–1915
То, что мы хотели бы воспроизвести на холсте, больше не будет фиксированным моментом... Это будет просто само динамическое ощущение. Действительно, ведь все вещи движутся, бегут, быстро меняются.
Манифест Футуризма
Джино Северини
Луиджи Руссоло
Давайте посмотрим, как одну и ту же тему раскрывают в своем искусстве разные направления Авангарда
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Фовизм
Вид Коллиура. Андре Дерен. 1905
Нолендорфплатц. Эрнест Людвиг Кирхнер. 1912
Дома на холме, Орта-де-Эбро. Пабло Пикассо. 1909
Улица входит в дом. Умберто Боччони. 1912
Это летний приморский городок. Он прекрасен и мирно соседствует с природой.
Это крупный индустриальный город. Он пугает своей отстранённостью, бездушием и хаосом.
Это просто город, один из многих во Франции. Нас интересует не его характер и жители, а сама форма домов и улиц.
Это крупный индустриальный город. Он вдохновляет как символ будущего и прогресса.
Яркие солнечные цвета
Яркие ядовитые цвета
Монохромные цвета
Яркие насыщенные цвета
Цвета
Морской синий, кирпичный оранжевый и насыщенный зелёный передают ощущение солнечного дня на юге Франции.
Угольно-чёрный, горчично-жёлтый, грязно-изумрудный создают впечатление, что город — тёмное опасное место.
Песочный, серый, приглушённый зелёный передают нейтральное отношение художника к своей работе, где всё похоже на геометрическую задачку.
Фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный и белый передают вечное изменение яркого индустриального города, шум улиц становится шумом цвета.
Соседствующие цвета дополняют друг друга
Противоречие соседствующих цветов
Мягкие переходы оттенков
Полифония оттенков
Синий соседствует с жёлтым и зелёным, но этот контраст не вызывает ощущения дискомфорта благодаря тому, что мазки отделены друг от друга тонкими полосками незакрашенного холста. Наоборот, эти сочетания цветов успокаивают зрителя.
Желчно-жёлтый конфликтует со змеиным зелёным, создавая ощущение нестабильности, дисгармонии и тревожности уже на уровне цветовых сочетаний.
Позволяют сделать акцент на объемах и форме, не привлекая к цвету лишнего внимания.
Градации цвета от темных фиолетовых оттенков к светлым жёлтым затягивают зрителя по воронке внутрь композиции.
Формы
Плоскостные формы
Искажённые формы
Простые формы
Умноженные формы
Здания изображены упрощённо, чтобы не отвлекать от яркости колорита. Крыши и стены представляют собой просто крупные пятна цвета.
Здания созданы из напряжённых неровных линий, которые сами по себе вызывают тревогу. А пропорции искажены так, что здания наваливаются на зрителя.
Здания превращаются в простые кубообразные объекты. Эти объекты с наслаждением анализирует художник, анализировать их должен и зритель.
Фасады домов наслаиваются друг на друга, создавая впечатление движения.
Множественные ракурсы
Множественные ракурсы
Дома изображены с разных точек зрения — так можно лучше проанализировать их форму и рассмотреть их с нескольких сторон.
Использован принцип симультанного видения — фигуры рабочих изображены в разные моменты движения. Так зритель не только ощущает это движение, но и буквально видит его.
Композиция
Созданная цветом композиция
Надломленная композиция
Статичная композиция
Спиральная композиция
Наш взгляд приковывает яркое пятно синего моря, оно самое плотное по фактуре и насыщенности цвета. Спокойная композиция помогает создать образ мирного приморского пейзажа.
Город построен по диагоналям, плоскость земли будто наклонена и неустойчива. Пространство картины как будто давит на зрителя.
Город замер в абстрактной вечности, он не движется и не изменяется. Это нужно, чтобы зритель не отвлекался от формы.
Город стремительно разлетается, создавая движение вглубь воронки и вовлекая зрителя в происходящее.
Цвета
Формы
Композиция
Цвета
Формы
Композиция
Цвета
Формы
Композиция
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Фовизм
Вид Коллиура. Андре Дерен. 1905
Нолендорфплатц. Эрнест Людвиг Кирхнер. 1912
Дома на холме, Орта-де-Эбро. Пабло Пикассо. 1909
Улица входит в дом. Умберто Боччони. 1912
Это летний приморский городок. Он прекрасен и мирно соседствует с природой.
Это крупный индустриальный город. Он пугает своей отстранённостью, бездушием и хаосом.
Это просто город, один из многих во Франции. Нас интересует не его характер и жители, а сама форма домов и улиц.
Это крупный индустриальный город. Он вдохновляет как символ будущего и прогресса.
Яркие солнечные цвета
Яркие ядовитые цвета
Монохромные цвета
Яркие насыщенные цвета
Цвета
Морской синий, кирпичный оранжевый и насыщенный зелёный передают ощущение солнечного дня на юге Франции.
Угольно-чёрный, горчично-жёлтый, грязно-изумрудный создают впечатление, что город — тёмное опасное место.
Песочный, серый, приглушённый зелёный передают нейтральное отношение художника к своей работе, где всё похоже на геометрическую задачку.
Фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный и белый передают вечное изменение яркого индустриального города, шум улиц становится шумом цвета.
Соседствующие цвета дополняют друг друга
Противоречие соседствующих цветов
Мягкие переходы оттенков
Полифония оттенков
Синий соседствует с жёлтым и зелёным, но этот контраст не вызывает ощущения дискомфорта благодаря тому, что мазки отделены друг от друга тонкими полосками незакрашенного холста. Наоборот, эти сочетания цветов успокаивают зрителя.
Желчно-жёлтый конфликтует со змеиным зелёным, создавая ощущение нестабильности, дисгармонии и тревожности уже на уровне цветовых сочетаний.
Позволяют сделать акцент на объемах и форме, не привлекая к цвету лишнего внимания.
Градации цвета от темных фиолетовых оттенков к светлым жёлтым затягивают зрителя по воронке внутрь композиции.
Формы
Плоскостные формы
Искажённые формы
Простые формы
Умноженные формы
Здания изображены упрощённо, чтобы не отвлекать от яркости колорита. Крыши и стены представляют собой просто крупные пятна цвета.
Здания созданы из напряжённых неровных линий, которые сами по себе вызывают тревогу. А пропорции искажены так, что здания наваливаются на зрителя.
Здания превращаются в простые кубообразные объекты. Эти объекты с наслаждением анализирует художник, анализировать их должен и зритель.
Фасады домов наслаиваются друг на друга, создавая впечатление движения.
Множественные ракурсы
Множественные ракурсы
Дома изображены с разных точек зрения — так можно лучше проанализировать их форму и рассмотреть их с нескольких сторон.
Использован принцип симультанного видения — фигуры рабочих изображены в разные моменты движения. Так зритель не только ощущает это движение, но и буквально видит его.
Композиция
Созданная цветом композиция
Надломленная композиция
Статичная композиция
Спиральная композиция
Наш взгляд приковывает яркое пятно синего моря, оно самое плотное по фактуре и насыщенности цвета. Спокойная композиция помогает создать образ мирного приморского пейзажа.
Город построен по диагоналям, плоскость земли будто наклонена и неустойчива. Пространство картины как будто давит на зрителя.
Город замер в абстрактной вечности, он не движется и не изменяется. Это нужно, чтобы зритель не отвлекался от формы.
Город стремительно разлетается, создавая движение вглубь воронки и вовлекая зрителя в происходящее.
Цвета
Формы
Композиция
Цвета
Формы
Композиция
Цвета
Формы
Композиция