кино


Где рождаются фильмы:
10 фактов о киностудиях и съёмочных павильонах

Мы редко задумываемся, где сняты наши любимые фильмы. Между тем, киностудии и павильоны живут насыщенной жизнью и порой переживают приключения, достойные Индианы Джонса. Историк кино и лектор Синхронизации Данила Кузнецов рассказывает 10 необычных историй из жизни декораций к знаменитым киношедеврам.
1. Павильон «Чёрная Мария

Первый киносъёмочный павильон создал изобретатель кинетоскопа и фонографа — Томас Эдисон. Построен он был в 1893 году в штате Нью-Джерси. Тёмная тесная студия с лёгкой руки режиссёра Уильяма Диксона была прозвана «Чёрной Марией» — за сходство с американской полицейской машиной. Новаторской особенностью здания стали круговые рельсы, которые позволяли легко поворачивать павильон вслед за солнцем — ведь именно дневное светило было единственным источником света при съёмке ранних фильмов. Уникальное строение просуществовало ровно десять лет и было разрушено, когда Эдисон построил в Нью-Йорке более удобный и совершенный вариант павильона.

Павильон «Чёрная Мария»
2. Голливуду и не снилось

Самая большая киностудия в мире находится в Индии. Это неудивительно, если учесть, что Индия в год производит фильмов почти в два раза больше, чем США. Киностудия «Рамоджи» находится в городе Хайдарабад — центре так называемого Толливуда — производства фильмов на языке телугу (всемирно известный Болливуд снимает фильмы на хинди). На территории в 674 гектара разместилось полсотни павильонов, многочисленные служебные помещения, два отеля и огромные натурные декорации таких часто используемых объектов, как вокзалы. Студия Рамоджи, территория которой в три раза больше Монако, открыта для туристов.

Один из павильонов киностудии «Рамоджи»
3. Огнеопасно

Водонапорная башня неслучайно бросается в глаза на входе в парк Студии Уолта Диснея — кинематографическую часть парижского Диснейленда. Подобные сооружения являлись неотъемлемым элементом ландшафта едва ли не любой серьёзной киностудии первой половины двадцатого века. Они нужны были не только и не столько ради водоснабжения, сколько ради пожарной безопасности — сделанные из фанеры декорации отлично горят, не говоря уже о киноплёнке с подложкой из нитроцеллюлозы, которая использовалась в кинопроизводстве до середины ХХ века и успела унести в страшных пожарах по всему миру не одну сотню жизней.
Водонапорная башня студии Warner Bros.
4. Один человек — одна студия

Перфекционизм Стэнли Кубрика рос с каждым снятым фильмом. Росло и количество причуд, воплощать которые ему позволял авторитет крупного режиссёра. Фильм «Сияние» (1980) режиссёр, например, задумал снять вопреки индустриальным стандартам в хронологической последовательности. Обычно в одном павильоне строят декорацию, снимают в ней все необходимые сцены, а потом разбирают и возводят новый интерьер. Стэнли Кубрик умудрился забрать под свой фильм все (!) киносъёмочные павильоны одной из старейших британских киностудий — Элстри. Кстати, годом ранее здесь снимались «Звёздные войны», а позже будет сниматься первая часть франшизы об Индиане Джонсе.

Актрисы, сыгравшие близнецов в «Сиянии», на съёмках фильма.
5. Родина спагетти-вестерна

Крупнейшая киностудия Европы основана Бенито Муссолини. Сам итальянский диктатор открыл 21 апреля 1937 года «Город кино» — именно так переводится название «Cinecittà». Киногород внутри Рима, по площади сравнимый с Ватиканом, стал ответом Голливуду и одним из главных символов не только итальянской, но и европейской киноиндустрии. Здесь в 11 лет впервые снялся в массовке Марчелло Мастроянни. Здесь, в огромном пятом павильоне не просто творил, а практически жил Федерико Феллини, порой проводя выходные в пустом павильоне.

Киностудия Cinecittà
Ему не нужно было покидать Италию для путешествий — для великого режиссёра работники студии всегда готовы были воссоздать любой уголок нашей планеты или сотворить что-то ранее невиданное. «Чинечитта» сильно пострадала во время войны от бомбёжек союзников, но очень быстро восстала из пепла — именно сюда вскоре приедет голливудский режиссёр Уильям Уайлер снимать самый дорогой фильм своего времени — «Бен Гур» (1959).В этот период студию прозвали «Голливуд на Тибре». Чинечитта, недавно отметившая восьмидесятилетие, пережив ряд кризисов, банкротсво и приватизацию, функционирует до сих пор.
6. Павильон 007

Номер известного на весь мир суперагента носит крупнейший кинопавильон Европы. «Павильон 007» был выстроен специально для фильма «Шпион, который меня любил» в 1976 году. На тот момент это был крупнейший «немой» павильон в мире — огромные размеры не позволили сделать звукоизоляцию для записи чистового звука, зато в помещении размером 102 на 41 метр мог разместиться киносъёмочный бассейн размерами 91 на 22,5 метра и почти 3 метра глубиной. Жизнь агента секретной службы полна приключений и происшествий.

Декорации военно-морской базы в «Павильоне 007», 1976
Аналогичная судьба ждала и именной павильон Джеймса Бонда — первый раз он выгорел дотла (мы неслучайно начали разговор с водонапорных башен!) в 1984 году на съёмках «Легенды» Ридли Скотта. Второй пожар настиг павильон во время разбора декораций очередной бондианы — «Казино «Рояль» 2006 года. Павильон разобрали и в третий раз построили с нуля. Теперь он стал ещё краше и объёмней — его площадь 5 500 кв. м. — в три раза больше легендарного Первого павильона Мосфильма, где Сергей Бондарчук снимал бал Наташи Ростовой для оскароносного фильма «Война и мир».
7. Магазин как павильон

Уэс Андерсон в поисках съёмочной площадки для фильма «Отель «Гранд Будапешт»» (2014) попал в небольшой немецкий город Гёрлиц. Здесь не было павильонов, специально приспособленных для кино, зато имелся огромный универмаг, построенный в начале ХХ века в стиле ар-деко, уже несколько лет заброшенный и ставший жертвой вандалов. Художник фильма Адам Штокхаузен превратил бывшую торговую площадку не только в отель Гранд Будапешт, лобби которого перестраивали для отражения временных изменений, но также в тюрьму, монастырь, музей и охотничий зал поместья Мадам Д. За свою работу художник-постановщик был удостоен «Оскара».
8. Павильон как приём

Демонстрация киносъёмочного павильона непосредственно в фильме может стать своеобразным кинематографическим приёмом. Например, мы видим съёмочную группу и сложнейшие приспособления, имитирующие качку, в финальном кадре фильма Федерико Феллини «И корабль плывёт» (1983). Любит демонстрировать павильонные перегородки Квентин Тарантино — в кадрах, когда высоко расположенная камера плывёт над съёмочной площадкой, обнажая отсутствие потолка. Подобный трюк позволяет режиссёрам подчеркнуть условность кинематографического мира, напомнить зрителю, что он смотрит кино, и должен прежде всего следить за мыслью автора, а не за жизнью героев, которые не имеют отношения к реальным людям.
9. Потолок как редкость

В период тридцатых, когда кино начало массово уходить в павильоны для качественной звукозаписи, одной из самых больших редкостей из числа бытовых объектов, ежедневно окружающих нас, был, как ни странно, потолок. В павильоне, как правило, строят две или три стены необходимого помещения, оставляя одну свободной для кинокамеры и съёмочной группы. Потолка же обычно нет — на высоте до 12 метров располагаются колосники с осветительными приборами, которые удобнее всего размещать именно сверху. Именно поэтому на потолки в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941) обратили такое пристальное внимание — они были видны практически в каждой сцене фильма и, кстати, были сымитированы плотно натянутой тканью.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»
10. Натурная съёмочная площадка

Студии — это не только павильоны. Огромные площади порой выделяются под натурные съёмочные площадки (так называемые backlots). На свободных площадях Мосфильма в летний зной Сергей Эйзенштейн снимал битву на Чудском озере для фильма «Александр Невский». Прославившийся кадрами спелых яблок под дождём Александр Довженко разбил здесь же, на территории крупнейшей киностудии России, яблоневый сад, который в дальнейшем постепенно увеличивали и, конечно, использовали для съёмок.

В Голливуде обширные задние дворы студий часто использовали для возведения городов для вестернов или выразительных отдельно стоящих зданий, таких как особняк Нормана Бейтса из фильма Альфреда Хичкока «Психоз».

Впрочем, с годами подобные гигантские пустыри всё менее и менее востребованы, особенно в Лос-Анджелесе, где цены на землю непомерно высоки даже для киномагнатов с Голливудских холмов, а спецэффекты становятся всё менее заметны и освобождают режиссёров от натурных съёмок.

Поэтому неудивительно, что в итоге самая крупная съёмочная площадка в истории возникла в Новой Зеландии — это состоящий из четырёх десятков нор Хоббитон, возведённый Питером Джексоном для съёмок трилогий «Властелин колец» и «Хоббит» и оставленный как туристическая достопримечательность. Его площадь — 48 тысяч квадратных метров.

Узнайте больше
на онлайн-лекции
«Кино: инструкция по применению»
Кино нужно не столько смотреть, сколько читать. Как научиться видеть за рассказанной историей произведение искусства и аргументированно рассуждать о фильме?
Поделиться с друзьями находкой: