Писатели:
гениальность и безумие
Авторский курс писателя и преподавателя литературы Артёма Новиченкова
вебинарный курс в записи
10
часов
5
вебинаров
В человеческом восприятии гений и безумие часто идут рука об руку. Почему так происходит? Почему личности многих авторов не менее загадочны, чем их произведения? Мы решили посвятить этому вопросу наш курс. Гофман, Гоголь, Кэрролл, Хармс и Кафка — эти писатели связаны едва различимой, но крепкой нитью. В этом курсе расскажем, как они выходят за границы человеческой реальности и преображают её.
Каждое занятие будет посвящено одному писателю:
Занятие 1
Какие идеи скрывают «Щелкунчик и мышиный король», «Песочный человек» и «Повелитель блох»
+
Эрнст Теодор Амадей Гофман
От лектора:
«Что если начать с вопроса – На что способно детское сознание во время войн и революций? И еще – Может ли фантазия преодолевать границы повседневности и влиять на нее? Наконец, фантазия – это способ бегства от реальности или единственный путь к свободе? Один сказочный человеческий голос родом из одной серьезной эпохи, свернувшей шею на самой себе, пел силу человеческого бессознательного и так разрушил границу между взрослой литературой и детской. Это было двести лет назад. Но какой ценой нам дается разрушение?»
Занятие 2
+
Как устроена Гоголевская логика абсурда и о чём на самом деле «Петербургские повести» и «Мёртвые души»
Николай Гоголь
От лектора:
«Что-то бормочет со дна: когда человек выбирает рациональную жизнь, он встречается с чудовищем бессознательного. Живая украинская нечисть, перевезенная в Петербург, мутирует там в сумасшествие и помешательство. Это город сводит с ума или сознанию человека естественно и необходимо присутствие в жизни иррационального? Можно ли сопротивляться этой тяге или находить себя в порубежье, где мертвые души продаются юридическим способом?»
Занятие 3
+
Как быть, если Зазеркалье — это ты, а сон — твоё единственное спасение
Льюис Кэрролл
От лектора:
«Еженощно сны приходят к каждому и покидают, не оставив следа. Если они могут забирать память о себе, на что еще они способны? Подмена реальности – самое жестокое и прекрасное средство от скучной буржуазной действительности. Особенно, когда ты ребенок, чей внутренний мир больше внешнего. Как сохранить это неравновесие, не став изгоем и умалишенным? Инаковость – это черепаха, говорящая на запрещенном языке. Ее панцырь дорого стоит и необъясним.»
Занятие 4
+
Против чего бунтовал писатель и как боролся с ужасами XX века
Даниил Хармс
От лектора:
«А что если внешний мир начал откусывать от самого себя, как ребенок с редкой болезнью, при которой не чувствуешь боли? Ты выходишь из дома за хлебом, но на месте магазина находишь пустырь. Здесь никогда не было магазина. Тебя начинает бояться тот, кого ты боишься сам, и не проще ли вместе? А еще и «А» не равна «А», с этим не так-то просто смириться, в среду всё еще было иначе. Что ж делать, когда предметы становятся прочнее реальности? А впереди еще голод, и еще голод, и еще войны, и еще войны. И стена непонимания, перед которой можно лишь выстроить собственную стену – непонимания.»
Франц Кафка
Как читать произведения Кафки и почему этот писатель «ненормален»
+
Занятие 5
От лектора:
«Предположим, человек знает о себе только то, что ему про него сказали. Как тогда ему понять, что он – это и есть он, а не кто-то другой? И как ему понять, что правильно и неправильно, морально и неморально? Вдруг он уже зашел слишком далеко, и дальше будет только хуже? Однако кто-то же сказал ему о том, кто он. Возможно, этот кто-то и поможет ему определиться в собственном смысле? А теперь предположим еще, что во всем городе нет никого, кто знал бы этого человека, и более того – все тоже хотели бы попасть туда, где возможно спастись. Так желание спасения становится самоистязанием. И что с этим всем делать?»
Занятие длится 2 часа, это записи вебинаров с преподавателем
Вебинары
Записи вебинаров остаются навсегда в вашем личном кабинете
Доступ навсегда
Вы можете задать вопрос авторам курса в комментариях
Общение
Лектор курса — писатель, преподаватель литературы, радиоведущий
На этом курсе мы постараемся уйти от шаблонных лекций и уроков и попробуем взглянуть на всё, и даже на себя, новыми глазами.
Гофман, Гоголь, Кэрролл, Хармс и Кафка — для меня эта пятёрка едина. Каждый из писателей видел несовершенство мира и потому пытался вырваться из оков реальности. Они меняли литературные каноны, экспериментировали с языком и смотрели на мир глазами ребёнка. Задавали вопросы, которые не принято задавать, и пытались познать иррациональную сторону человеческой души.
Артём Новиченков
Отзывы на лекции Артёма Новиченкова
Татьяна Соболева
Вчера прослушала про «Бойцовский клуб». Сразу скажу, что читать книгу не буду, мне не нравятся современные деструктивные герои. Нет удовольствия, что ли, от такой художественной литературы.Но меня поразило, насколько глубокий был сделан анализ Артёмом, какая большая работа проделана. Это разбор произведения и с точки зрения психотерапии, философии, культурологии и социологии. Это больше чем литература! Обожаю такие вещи. И да, мне больше нравится читать автобиографии авторов, если понравилось произведение. А в этом случае, получилось наоборот. Книгу читать не хочется, а вот анализ и феномен современного общества, как автору удалось описать моменты, понять происходящие тенденции и пенемены в обществе. Что вообще происходит с современной молодежью. Это удивительно, теперь я понимаю, почему так важно читать современную литературу. Хочу сказать всем, кто связан с этим курсом, огромное спасибо.
Илана Осер
Я, наверно, из тех динозавров, что прослушала ВЕСЬ курс от начала и до конца. Хочу сказать, что это совершенно уникальный курс. Артем Новиченков — лектор широчайшего диапазона. Благодаря ему, я заново перечитала «Онегина», пересмотрела «Гамлета», переосмыслила кое-какие вещи моего личного характера после лекций о «Лолите», «Великом Гэтсби» и «Божественной комедии». Я рада, что дождалась этого курса несмотря на его годовую задержку (ожидание того стоило), и благодарю команду Синхронизации за помощь с техническими неполадками.
Юлия Литовченко
Я бы, наверное, никогда не обратила внимание на эту книгу [«Бойцовский клуб»], думая что она слишком простая, написана корявым языком и вообще об элементарных вещах.
Но Артём Новиченков открыл мне глаза на то, что на самом деле я ничего не знаю, и это самая нужная книга, с которой стоило бы начать курс.Для меня открытие, что отсутствие прилагательных в книге — это так динамично, живо и дает сосредоточиться на каждой детали.