Узнайте, как устроено искусство
даты
30 июня - 9 июля
формат
онлайн-вебинары
стоимость
3 900 рублей
Онлайн-марафон о разных видах искусства
культурный ликбез
О марафоне
что это
Почти ежедневно мы сталкиваемся с произведениями архитектуры, моды и кинематографа, но часто не можем оценить их и отличить хорошее от великого. Ещё сложнее с менее доступными видами искусства. Как смотреть живопись и перформанс? На что обращать внимание в театральных постановках? И как не сойти с ума в опере?
Каждое занятие — двухчасовой интенсив по основам одного из видов искусства. За 10 дней вы научитесь получать больше удовольствия от фильмов, выставок и спектаклей и рассуждать о них как профессионалы.
10 занятий
Для погружения в искусство
2 часа
Длительность каждого занятия
Программа
что узнаем
Как смотреть
кино
день 6
Как смотреть архитектуру
день 7
Как понять
балет

день 4
Как разбираться в моде
день 3
Как смотреть
современное
искусство
день 5
Как смотреть картины
день 1
Как слушать
классическую музыку
день 2
Как разбираться
в дизайне
день 9
Как слушать
оперу
день 10
Как смотреть
спектакль
день 8
Формат
как проходит
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Спикеры
кто проводит
Наталья Вострикова
Искусствовед, преподаватель теории и истории изобразительного искусства
Анастасия Четверикова
Музыковед, культуролог, журналист, радиоведущая
Данила Кузнецов
Историк кино, режиссёр документального кино, лектор
Андрей Дмитриев-Радвогин
Исследователь музыки и моды, музыкант, создатель авторских лекций о моде
Елена Ненашева
Театральный режиссёр, продюсер, лектор
Ксения Григорьева
Историк искусства и архитектуры, экскурсовод
Анастасия Исаева
Прима-балерина, предпринимательница, педагог
Юлия Воротынцева
Историк искусства, куратор, лектор
День 3.
Как разбираться в моде
дата: 2 июля в 19:30
лектор: Андрей Дмитриев-Радвогин

Мир моды кажется необъятным и сумбурным: множество имён, стилей и иностранных терминов. Как разобраться в этом многообразии и научиться подбирать идеальный наряд к любому случаю? Поговорим об этом на занятии: узнаем, что такое коллекция и по каким правилам она строится, в чём разница между от-кутюр и прет-а-порте. Разберёмся в тонкостях годового модного календаря, научимся отличать вечернее платье от коктейльного и составим словарь модных терминов. Выясним:

  • Что подразумевают под понятием «дизайнерская одежда»;
  • Какими бывают ткани, фактуры и виды отделки;
  • В каких случаях отдают предпочтение тому или иному материалу;
  • Каковы особенности масс-маркета и почему он тоже бывает разным;
  • В чём отличие кутюрной коллекции от круизной и что такое опорные образы;
  • Как сформировались основные предметы женского гардероба;
  • Как длина юбки влияет на выбор остальных частей образа;
  • Как мужские брючные образы адаптировались для женщин и в чём особенности анатомии женского костюма.
День 1.
Как смотреть картины
дата: 30 июня в 19:30
лектор: Наталья Вострикова

Можно ли за пару часов научиться разбираться в живописи? Конечно, нет. Зато можно настроить глаз замечать то, что раньше не удавалось, и узнать главные законы и принципы, по которым живут художественные жанры. А с помощью этого инструментария легко идти дальше — в музей или за более глубокими знаниями. На занятии узнаем, почему каноны красоты так разнятся от одной эпохи к другой, что чаще всего изображали в мировой живописи, насколько художник скован заказом и как это прочитать на картине. А также:
  • Последовательно разберем, как смотреть на сюжетную живопись, портрет, пейзаж, натюрморт.
  • Научимся говорить о композиции, колорите, построении пространства;
  • Сможем отыскать знаки и символы там, где они действительно есть.
    День 6.
    Как смотреть кино
    дата: 5 июля в 13:00
    лектор: Данила Кузнецов

    Как научиться понимать кино и получать больше удовольствия от просмотра? Для этого надо не столько смотреть, сколько читать — замечать режиссёрские ходы, считывать драматургические построения и монтажные метафоры. Всё это помогает увидеть произведение искусства за рассказанной историей и аргументированно рассуждать о качестве фильма. На занятии освоим язык кино и на примерах разберём четыре базовых аспекта киноискусства: драматургию, работу с изображением, работу со звуком и монтаж. Обсудим:

    • Композиционные решения и роль различных персонажей;
    • Влияние оптики на восприятие изображения;
    • Значение звукового контрапункта;
    • Монтажную азбуку и режиссёрские решения, которые позволяют создавать в монтажной комнате то, чего не было на съёмочной площадке.
    День 5.
    Как смотреть современное искусство
    дата: 4 июля в 13:00
    лектор: Юлия Воротынцева

    ХХ век поставил рекорд по количеству «измов» в искусстве. Зачем так много и как в них разобраться? На практикуме подберём оптику для каждого направления и узнаем, где проходит граница между „modern" и „contemporary". Научимся интерпретировать шедевры современного искусства: от перформансов Марины Абрамович до собак из воздушных шаров Джеффа Кунса. А также узнаем:

    • Как две мировых войны повлияли на развитие искусства ХХ века;
    • Как Джексон Поллок стал «величайшим художником Америки»;
    • Что общего у ярких произведений Энди Уорхола и симулякров Жана Бодрийяра;
    • Что такое минимал-арт, ленд-арт и сайнс-арт;
    • Почему концептуалисты сделали разговор об искусстве одной из главных тем;
    • Как отличить художественные акции от политических;
    • Как чучело акулы в работе Дэмьена Хёрста стало величайшим «мыльным пузырём» в культуре.
    День 10.
    Как слушать оперу
    дата: 9 июля в 19:30
    лектор: Андрей Дмитриев-Радвогин

    Для новичка поход в оперу — стресс: нужно одновременно следить за сюжетом и персонажами, разбирать слова, вслушиваться в музыку. На занятии научимся получать от оперы удовольствие. Узнаем, из чего состоит оперное искусство, как строится спектакль и для чего нужны арии, дуэты и ансамбли. Рассмотрим шедевры Моцарта, Глюка, Верди и Вагнера, а также выясним:

    • Как развивалась опера на протяжении последних 420 лет;
    • Без каких двух составляющих оперное искусство невозможно;
    • Что особенного в устройстве оперного театра;
    • Как различать виды певческих голосов и что они говорят о психологическом портрете героя;
    • Почему дама средних лет — лучший кандидат на роль ребёнка мужского пола;
    • Почему кастраты были королями оперы;
    • Что общего у оперного оркестра позднего романтизма и древнегреческого хора;
    • Почему барочная опера снова популярна;
    • Как осовременивают оперу и почему это естественный процесс.
        День 9.
        Как разбираться в дизайне
        дата: 8 июля в 19:30
        лектор: Наталья Вострикова

        О чем мы думаем, когда выбираем чайник? О его функциональности, о цвете настенной плитки, о чайнике-космическом корабле, о бабушкином чайнике... Выбор оказывается проблемой. Раньше такого не было: именно дизайн поменял наш взгляд на привычные вещи и заставил испытывать муки выбора. На занятии узнаем, как дизайн проник в нашу повседневность и изменил представления о красоте и комфорте. Пройдем путь длиной в сто лет, от художников Баухауса и Де Стиль до современности, а также выясним:

        • Как орнамент стал преступником;
        • Были ли дизайнеры у древних египтян и греков и что думал о дизайне Леонардо да Винчи;
        • В чем секрет успешности ИКЕА;
        • Почему Барселона – это не город, а Василий – это не человек;
        • Как обыкновенный стул может войти в историю;
        • Чем «Хороший дизайн» отличается от хорошего дизайна;
        • Как космическая гонка повлияла на наш быт;
        • Кто такие радикальные дизайнеры;
        • Как отличить соковыжималку от инопланетного захватчика;
        • Что общего между Египтом, Элвисом Пресли и обыкновенным столом?
            День 7.
            Как смотреть архитектуру
            дата: 6 июля в 19:30
            лектор: Ксения Григорьева

            Архитектура — это всегда чуть больше, чем декор, планировка или функция здания. Но если научиться анализировать эти компоненты, можно увидеть за ними идею архитектора или эпохи. То есть сделать каждое путешествие, даже от дома до работы, интереснее и полнее. На лекции мы составим подробный и последовательный план описания и анализа архитектурного сооружения, а также узнаем:

            • Как использовали строительные материалы в истории: специфика дерева, камня, металла и железобетона;
            • Как функция здания влияла на его композицию и когда здание больницы можно было легко спутать с особняком;
            • Почему декорация была необходима даже палеолитической пещере, но стала постепенно исчезать с фасадов зданий на рубеже XIX–XX века;
            • Сколько на самом деле существует строительных конструкций;
            • Какова роль заказчика в формировании образа архитектурного сооружения;
            • Узнаем о повторяемости стилистических концепций и посмотрим, что общего у храма Сан–Иво алла Сапиенца и московского ЖК «Патриарх»;
            • В конце лекции потренируемся анализировать здания и устроим тщательный разбор самых ярких памятников от Парфенона до Виллы Савуа.
            День 4.
            Как понять балет
            дата: 3 июля в 19:30
            лектор: Анастасия Исаева

            Кажется, что балет — искусство эфемерное и возвышенное, доступное немногим интеллектуалам. А обитатели балетного театра, «замка красоты», — неземные существа. Но история балета — это история амбиций, случайностей, а главное — техники и художественных замыслов. На занятии узнаем, как смотреть балет и получать от этого удовольствие. А ещё выясним:

            • Что такое классический балет и какой ещё бывает;
            • Что значат слова «деми плие» и «батман тандю» и как различать балетные движения;
            • Как отличить приму от артистки кордебалета;
            • Что такое «балетное тело» и было ли оно у Людовика XIV;
            • Когда появился классический танец и кому он обязан лучшими спектаклями;
            • Как понять, что «говорят» герои балета (на примере «Лебединого озера» и «Спящей красавицы»);
            • Можно ли сегодня поставить новый классический спектакль;
            • Все ли танцевальные спектакли — балеты и чем классический танец отличается от современного.
            День 8.
            Как смотреть спектакль
            дата: 7 июля в 19:30
            лектор: Елена Ненашева

            Современный театр предлагает нам широкую палитру зрительских впечатлений: часто нас трогает тема спектакля или интригует способ его постановки. Но так же часто нам не хватает слов, чтобы объяснить, что именно так понравилось (или не понравилось). На занятии научимся «разбирать» спектакль на составляющие и смотреть на постановку с новой оптикой. Обсудим, как устроен спектакль с точки зрения его создателей: режиссеров, художников, саунд-дизайнеров, педагогов по пластике и самих артистов, а также узнаем:

            • Как «прочитать» режиссерский замысел и выделить ключевые режиссерские решения в спектакле;
            • Что такое образ спектакля и как создается нужная атмосфера;
            • Как современные технологии влияют на общую визуальную картину спектакля;
            • Что такое звуковая среда и почему сегодня все чаще саунд-дизайнеры заменяют в спектакле композиторов;
            • Как человеческое тело становится одним из самых сильных инструментов воздействия на зрителя;
            • Как из отдельных линий ролей создается актерский ансамбль.
            День 2.
            Как слушать классическую музыку
            дата: 1 июля в 19:30
            лектор: Анастастия Четверикова

            Классическая музыка кажется удовольствием для избранных. Но понять её не так сложно: нужно лишь разобраться в правилах, по которым она живёт. На занятии узнаем, как отличить симфонию от симфонической поэмы, а Моцарта — от Шопена. Потренируемся на слух узнавать музыку Барокко, Классицизма и Романтизма и научимся осознанно слушать классику. И в результате сможем войти в Большой зал Консерватории с высоко поднятой головой и получить удовольствие от концерта. Выясним:

            • Что такое классическая музыка и чем она отличается от академической;
            • Какие композиторы совершали революции в классической музыке;
            • Кто придумал ноты и как появились оркестры;
            • Как композиторы зашифровывают послания в своих произведениях и для кого;
            • Почему капельмейстер – опасная профессия и когда появились дирижеры;
            • Что такое музыкальная фактура и как она различается у разных композиторов.

              Узнайте, как устроено искусство
              Записаться на марафон
              «Культурный ликбез»
              10 дней — 10 видов искусства
              Занятия проходят в формате вебинаров 30 июня по 9 июля
              Записи остаются у вас
              Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
              © 2015-2019 Синхронизация
              Узнавайте первыми о новых курсах и лекциях:
              Узнавайте первыми о новых курсах и лекциях!