Поэзия: понять и полюбить
Познакомьтесь с 35 выдающимися поэтами, научитесь понимать их стихотворения и найдите среди них любимые
старт
18 января
вебинаров
8
часов
онлайн-курс
16
В школе мы учили стихи Пушкина, Маяковского, Пастернака и Ахматовой. Но между запоминанием рифмованных строк и глубинным пониманием красоты и смысла поэзии есть большая разница.

Чтобы получать настоящее удовольствие от поэзии, нужно изучить её историю и понять принципы, по которым сочиняются стихи. Сделаем это на курсе и поймём, что стоит за замысловатыми строками. Например, такими...
Мир, окружающий лирического героя стихотворения, состоит из нескольких уровней. Первый — коридор коммунальной квартиры, в котором герой не хочет встречаться с соседями. Второй — улица, на которой светит солнце, продаются болгарские сигареты «Солнце» и «Шипка», раздаются возгласы участников демонстраций. Бродский писал о нежелании сталкиваться с советской идеологией, которая проникла в жизнь человека на всех уровнях.
Детали из пушкинского романа помогают составить более полные портреты героев. Например, фраза «острижен по последней моде» означает, что Онегин сменил длинную французскую стрижку а-ля Титюс на короткую английскую. Английская стрижка, в свою очередь, противопоставлялась немецкой романтической: «чёрные кудри до плеч» носил оппонент Онегина Ленский. Эта подробность помогает ещё глубже понять различия двух героев.
На первый взгляд перед нами бессмысленный набор букв. Но на самом деле это заумь — литературный приём. Его использовали поэты-авангардисты, которые стремились изобрести новый художественный язык. Один из принципов зауми заключается в том, что звук важнее буквального значения слова. Непривычные сочетания звуков могут вызывать у каждого читателя или слушателя разные ассоциации и создавать разные смыслы.
Задача поэта-концептуалиста Всеволода Некрасова — сделать каждое слово конкретным, то есть вернуть ему первоначальный смысл, очистить от контекста. Некрасов достигает этого с помощью повторов, которые концентрируют внимание читателя на одном слове. Поэзия Некрасова — своего рода медитация, в процессе которой читатель раз за разом повторяет слово, чтобы в полной мере постичь заложенный в нём смысл.
Это моностих — особая литературная форма, так и не определённая литературоведами как стихотворная или прозаическая. По мнению символиста Брюсова, именно такая форма идеальна. Она позволяет передать читателю мысль всего одной строчкой — это вершина поэтического мастерства.
Мандельштам — мастер исторического подтекста. В этом стихотворении зашифрована история рода Романовых. Первая строка указывает на важное для династии место — Дворцовую площадь, которая как раз видна через арку здания Генерального штаба. Арлекин и Александр — собирательные образы русских императоров Павла I, Александров I и II, Николая I. А строчка про зверя — отсылка к истории о спартанском мальчике, который спрятал за пазуху лисёнка. Зверь грыз его, пока он стоял перед командиром. Возможно, это метафора сложной судьбы правителей.
За 8 вебинаров мы
Познакомимся с главными поэтами в истории и узнаем новые имена
Узнаем, как менялась поэзия и отношение к слову с XIX века и до наших дней на примере важнейших произведений
Научимся самостоятельно анализировать стихотворения, расшифровывать их идеи и определять, какие приёмы использовали поэты и зачем
Лучше поймём стихотворения любимых поэтов и найдём в них новые смыслы
Увидим связи между творчеством поэтов и историческим контекстом
Разберёмся, как оценивать стихотворения и отличать хорошие стихи от плохих
На курсе познакомимся с произведениями русских поэтов разных эпох. Поговорим и о классиках: Пушкине, Блоке, Гумилёве, и о современных авторах: Гребенщикове, Рыжем, Полозковой
За 8 вебинаров познакомимся с творчеством 35 поэтов, научимся анализировать лирику, составим топ любимых произведений и поймём, почему одни стихи нам нравятся, а другие нет
Что такое поэзия и как она менялась
Знакомимся с поэзией
+
18 января 19:00
Разбираемся, что называют поэзией, как появилась и развивалась поэзия, по каким принципам создаются стихотворения, можно ли научиться их писать, а также выясним:
Какими бывают рифмы, размеры и стихотворные формы
Может ли любой текст, записанный в столбик, считаться поэзией
Что такое стихи в прозе, верлибр и белый стих и чем они отличаются друг от друга
По каким критериям можно отличить хорошую лирику от плохой
Что такое современная поэзия и почему многим она кажется странной
Расцвет русской поэзии
Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет
+
25 января 19:00
Золотой век русской поэзии начался с того, что Александр Пушкин изобрёл новый и современный язык стихосложения. После этого русская лирика совершила гигантский рывок вперёд. В итоге девятнадцатое столетие подарило нам несколько величайших поэтов и сотни гениальных стихотворений. На вебинаре разберёмся, чем поэты XIX века заслужили своё место в истории. Узнаем:
Почему Александр Пушкин гениальный поэт и что в его стихах невозможно перевести на иностранные языки
Почему Михаила Лермонтова можно считать самым хрестоматийным русским романтиком
Почему Николая Некрасова и Афанасия Фета называют двойниками и врагами одновременно
Как из поэзии Фёдора Тютчева и Афанасия Фета вырос символизм
Мистический и загадочный символизм
Блок, Бальмонт, Иванов, Гиппиус
+
1 февраля 19:00
На рубеже XIX и XX веков русская культура переживала расцвет символизма. В поэзии символистские идеи о поиске скрытых смыслов и тайн мира воплотились в творчестве Александра Блока, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Узнаем, как эти поэты экспериментировали со словом, создавали чувственный поэтический язык, а также разберёмся:
В чём заключаются основные принципы символизма и что утверждали символисты в своём манифесте
Зачем символисты старались выйти за пределы первоначального значения слов
Кто такие «младшие» и «старшие» символисты и чем они отличаются друг от друга
Как Александр Блок слушал музыку эпохи и почему его считают одной из главных фигур поэзии XX века
Акмеизм и его влияние на развитие поэзии
Ахматова, Гумилёв, Мандельштам
+
8 февраля 19:00
В 1910-е годы идеи символизма утратили актуальность — страна стояла на пороге больших политических перемен. Недосказанность и мистические образы не соответствовали духу нового времени. Это привело к появлению акмеизма, который в противовес символизму провозглашал предметность и точность образов. На вебинаре обсудим акмеистов и узнаем:
Почему акмеизм как поэтическая школа оказался недолговечным;
Как поэзия Анны Ахматовой родилась из частушки;
Почему Николая Гумилёва называют неоромантиком;
Почему Осип Машдельштам — мастер исторического подтекста и поэтической игры;
Как разделить поэтов на школы
Радикальные эксперименты поэтов-авангардистов
Мариенгоф, Кручёных, Хлебников, Гнедов
+
15 февраля 19:00
Жажда кардинальных художественных перемен привела поэтов начала XX века к появлению футуризма, зауми, поэтических перформансов и визуальной поэзии. Разберёмся, что это такое и почему поэты-авангардисты хотели «сбросить Пушкина с парохода современности». А ещё выясним:
Как в Серебряном веке зародились черты современной культуры и появились первые «селебрити»
Что такое театр абсурда и как он появился в России
Почему пустой лист бумаги — это тоже поэзия
Появление нового поэтического языка
Есенин, Маяковский, Цветаева, Хармс
+
22 февраля 19:00
Многие поэты XX века начинали свой творческий путь в русле авангардизма. Со временем некоторым из них удалось развить собственный поэтический язык и полностью изменить представления критиков и публики о стихах. На лекции поговорим о таких поэтах и выясним, как они находили свой стиль. А еще узнаем:
Почему Сергея Есенина не стоит называть поэтом русской деревни
Можно ли научиться «делать стихи» по манифесту Владимира Маяковского
Что такое переносы, которые придумала Марина Цветаева, и как поэтесса использовала музыкальный принцип романса
Что значит аббревиатура ОБЭРИУ
Как в творчестве Даниила Хармса сочетается смешное и пугающее
Лирика русских эмигрантов и советских поэтов
Пастернак, Набоков, Бродский, Ахмадулина, Рождественский
+
29 февраля 19:00
С советской идеологией были согласны далеко не все поэты. Многие из них были вынуждены уехать за рубеж, а те, кто остался, искали способы выражать себя в советской действительности. Узнаем, как сочиняли стихи поэты-эмигранты и те, кто жил в СССР, а также выясним:
Как неприятие советского быта и ощущение ссылки отражено в творчестве Владимира Набокова и Иосифа Бродского
Почему Борис Пастернак — это Александр Пушкин XX века
Какие новые темы привнесли в поэзию шестидесятники
Ленинградский рок-клуб, эстрадная и сетевая поэзия, русский рэп
Пригов, Рыжий, Цой, Высоцкий, Гребенщиков, Оксимирон*
+
7 марта 19:00
*признан иноагентом в РФ
Современная поэзия разноплановая и противоречивая. Её сложнее всего оценивать, ведь с ней у нас нет временной дистанции. Выясним, можно ли всё-таки это сделать, а ещё поговорим о тенденциях современной поэзии и попытаемся разобраться:
Как выглядят стихограммы Дмитрия Пригова и почему одна из них украшает жилой дом в районе Беляево
Почему Бориса Рыжего называют голосом последнего советского поколения
Можно ли считать поэзией тексты Земфиры и русских рэперов
Почему сленг и нецензурная лексика стали важной частью поэтического языка
По каким критериям оценивать современную поэзию
Что такое лианозовская школа и кто такие концептуалисты
Все занятия этого курса входят в состав большого курса «Литература. Полное погружение». Там вас ждут 6 месяцев изучения литературы и 50 великих произведений
Занятие длится 2 часа, проходит онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Вебинары
После окончания курса вы сможете пересматривать записи в течение 3 месяцев
Доступ на 3 месяца
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Общение
Лектор курса — Ксения Куденко
Окончила бакалавриат и магистратуру СПбГУ и магистратуру Университета Корка в Ирландии. В 2018 году защитила PhD в Университете Ольстера в Северной Ирландии. Читала курс по ирландскому фольклору и литературе для иностранных студентов в Ольстере и вела практический курс по чтению ирландских манускриптов в Университете Западной Бретани во Франции.

Автор статей по древне- и средне-ирландской литературе и истории, участник международных конференций по кельтологии и истории Средних веков, член Организационного Комитета Ассоциации Кельто-Славика.

В настоящее время живёт в Корке, пишет статьи и ведёт онлайн-проекты, связанные с развитием российско-ирландских отношений.
литературовед, стиховед и специалист по средневековой поэзии
Это новый курс, но мы уже 4 года делаем программы по литературе. Вот что говорят о них слушатели
О курсе «Книги Великих писателей»
Александра Миллер
Очень хорошая подача материала: доступно человеку с любым уровнем подготовки, интересные факты биографии, подобраные цитаты, речь лектора хорошо поставлена.
О курсе «Книги Великих писателей»
Анна Хахунова
Хороший курс, интересный, познавательный, слушала лекции с удовольствием, особенно понравились лекции о писателях ХХ века. Надеюсь, будут ещё курсы по литературе вообще и по другим писателям в частности
О курсе «Книги Великих писателей»
Илана Осер
Я, наверно, из тех динозавров, что прослушала ВЕСЬ курс от начала и до конца. Хочу сказать, что это совершенно уникальный курс. Артем Новиченков — лектор широчайшего диапазона. Благодаря ему, я заново перечитала «Онегина», пересмотрела «Гамлета», переосмыслила кое-какие вещи моего личного характера после лекций о «Лолите», «Великом Гэтсби» и «Божественной комедии». Я рада, что дождалась этого курса несмотря на его годовую задержку (ожидание того стоило), и благодарю команду Синхронизации за помощь с техническими неполадками.
О курсе «Книги Великих писателей»
Лариса
Потрясающее владение языком, глубокое знание материала плюс собственное видение! Восхищаюсь лектором!
О курсе «Книги Великих писателей»
Яна
Курс отличный! Ребята-лекторы очень стараются нетривиально и с массой интересных деталей рассказывать о классиках нашей и зарубежной литературы. Я такую подачу очень люблю! И отдельный бонус - в конце каждой лекции даются большие списки литературы о писателях, повод продолжать знакомство с книгами и их авторами. Спасибо любимой Сихронизации*
О курсе «Поэзия: понять и полюбить»
Жанна
Потрясающе! Не ожидала, что будет так интересно! Поэзия для меня открывается заново, оказывается, я ничего не понимала, когда раньше читала стихи. Большое спасибо лектору!
О курсе «Поэзия: понять и полюбить»
Евгения
Понравилась подача материала, лектор, манера проведения занятия. Собственно сам материал, примеры. Жаль, что запись только через 2 дня. редко смогу присутствовать онлайн, а ждать потом долго.
О курсе «Поэзия: понять и полюбить»
Елена Просвирина
Совершенно новый для меня материал. Не знала и думала, что не люблю и не пойму поэзию . А оказалось - так интересно!!! Спасибо лектору за увлекательную и живую подачу!!
О курсе «Поэзия: понять и полюбить»
Александра Туманцева
Спасибо, очень интересно! Посмотрела на одном дыхании. Ксения- прекрасный лектор, живая и искренняя. Отдельная благодарность куратору - связь и звук были отличные!
Читайте книги из курса со скидкой 25% в
ЛитРес — крупнейший сервис электронных и аудиокниг в России и СНГ. У них вы найдёте более 1 000 000 электронных и аудиокниг на русском и иностранных языках, 48 000 из них — бесплатные. Каждый месяц в каталоге появляется более 5 000 новых книг, некоторые — даже раньше печатных версий
В ЛитРес участники курса смогут купить книги, о которых пойдёт речь, со скидкой 25%!
Другие курсы по литературе
Писатели: гениальность и безумие
Гофман, Гоголь, Кэрролл, Хармс и Кафка
записи вебинаров
Книги великих писателей
Карманный аудиогид по мировой литературе
аудиокурс без привязки к дате
Литературный клуб
Читайте и обсуждайте с лектором и единомышленниками. Следующая книга — «Мастер
и Маргарита» Булгакова
старт 13 июня
подписка
Дарим скидку 20% на этот курс по промокоду СЕЙЧАС