онлайн-курс
дата
формат
длительность
старт 9 июня
онлайн-вебинары
6 занятий по 2 часа
Загадки Латинской Америки
Познакомьтесь с историей и культурой майя, ацтеков, инков и современных латиноамериканцев
Наша необузданная действительность полна поэтами и нищими, музыкантами и пророками, воинами и негодяями — персонажами самими по себе столь яркими, которые даже не требуют напрягать воображение.
Гарсиа Маркес, из нобелевской речи.
Латинская Америка — место, где переплетаются миф и реальность. Здесь воинственные ацтеки приносили человеческие жертвы, а мудрые майя составляли пророчества о конце света. Здесь Борхес и Гарсиа Маркес создавали свои магические миры, а Фрида Кало и Диего Ривера — полотна, пропитанные местной культурой и мировоззрением.

На курсе из 6 вебинаров взглянем на Латинскую Америку как на многогранную призму, каждая грань которой — это один аспект жизни региона. Совершим путешествие по истории Латинской Америки со времён майя до современности и поймём, что сформировало её современный облик.
О курсе
Формат занятий
Вебинары
Занятия проходят онлайн в режиме вебинаров с преподавателем
Доступ навсегда
Если вы не успели на вебинар, всегда можете посмотреть запись в личном кабинете
Общение
Вы можете задать вопрос преподавателю на занятии
Что узнаем
Почему перуанцы и чилийцы недолюбливают друг друга;
Что такое «психопровод» и как он помогал майя общаться с предками;
Чем различаются майя, ацтеки и инки и когда они ждали конца света;
Как художники ХХ века критиковали диктаторские режимы и неоколониализм;
Кто создал Латинскую Америку и почему она так называется;
В какой момент и почему пересеклись исторические пути Японии и Чили.
Кто из жителей Латинской Америки и за что получил Нобелевскую премию;
Программа
Майя: общество без равноправия
лекция 1
Ацтеки: миф как основа жизни
лекция 2
Инки: непобедимая империя
лекция 3
Латинская Америка: жизнь в XVI–XIX веках
лекция 4
Латинская Америка: искусство XX века
лекция 5
Латинская Америка: современное устройство
лекция 6
9 июня 19:00
12 июня 19:00
16 июня 19:00
19 июня 19:00
23 июня 19:00
26 июня 19:00
Общество
Мифы
Государство
Мировоззрение
Искусство
Политика
Лекция 1.
Майя: общество без равноправия
Общество
9 июня 19:00
Майя — одна из самых загадочных древних цивилизаций. Мы знаем о ней не так много потому, что испанские колонизаторы уничтожили многие книги майя. Но несмотря на все пробелы в истории, мы понимаем, как было устроено местное общество: кто управлял народом, какими были семьи и бытовые ритуалы. С этого ракурса и посмотрим на историю майя на вебинаре.

Узнаём:
  • как возникла эта цивилизация и кто стоял во главе общества майя;
  • кому и зачем майя приносили человеческие жертвы;
  • по каким правилам велась священная игра в мяч и почему она могла закончиться убийством;
  • о чём нам рассказывают кодексы и календари майя;
  • зачем нужны майянские пирамиды и почему отдельно взятая пирамида не имеет значения;
  • как советский историк расшифровал иероглифы майя;
  • чем занимаются современные майя.
      Лекция 2.
      Ацтеки: миф как основа жизни
      Мифы
      12 июня 19:00
      Ацтекские божества присутствуют не только в исторических документах об ацтеках, но и в современной жизни мексиканцев. Отсылки, например, к богу солнца Уцилопочтли и важным для ацтеков мифам можно найти в искусстве, мировоззрении и даже современной политике. На вебинаре взглянем на ацтекскую цивилизацию именно через её мифологию.

      Узнаём:
      • почему воля человека так много значила для ацтеков;
      • как ацтекам удалось построить огромный город на воде;
      • откуда взялось название «ацтеки» и как этот народ сам себя называл;
      • почему этот народ считают кровожадным;
      • чем пирамиды ацтеков отличались от сооружений майя;
      • чем отличались обычные войны от цветочных;
      • как понять социальное положение мужчины по его стрижке.
            Лекция 3.
            Инки: непобедимая империя
            Государство
            16 июня 19:00
            Инкам удалось создать невероятно эффективную государственную машину. Их организаторские способности и умение ловко управлять большим числом людей и обширными территориями позволили создать империю, которой не было равных в регионе. На вебинаре расшифруем цивилизацию инков через её государственное устройство и узнаем:
            • почему инков нельзя называть племенем или народом;
            • зачем они в какой-то момент инки устранили письменность;
            • как государство инков поддерживало граждан;
            • почему один из главных городов империи с высоты птичьего полёта похож на пуму;
            • как не потеряться в Мачу-Пикчу и расшифровать коды, оставленные там инками.
                    Лекция 4.
                    Латинская Америка: жизнь в XVI–XIX веках
                    Мировоззрение
                    19 июня 19:00
                    За три века в Латинской Америке несколько раз менялись идеология, политический строй и мировоззрение людей. На вебинаре увидим, чем жила Южная Америка, пока в Европе шли Наполеоновские войны и разворачивалась промышленная революция.

                    Узнаем:
                    • кто и когда объединил эти земли и как появилось название «Латинская Америка»;
                    • где зародились первые революционные движения и кто их возглавил;
                    • почему стиль барокко стало таким популярным в регионе;
                    • кто был кумиром советского режиссёра Эйзенштейна;
                    • почему некоторых детей в Латинской Америке называли «Я тебя не понимаю»
                    Лекция 5.
                    Латинская Америка: искусство XX века
                    Искусство
                    23 июня 19:00
                    XX век — один из самых насыщенных периодов в истории Латинской Америки. В это время появились деятели искусства, которые стали известны во всём мире и которые сыграли важную роль в социально-политической жизни региона. Именно поэтому XX век в Латинской Америке мы рассмотрим через художественную оптику.

                    Узнаём:
                    • как выглядело латиноамериканское искусство во времена диктаторских режимов;
                    • какие методы политического сопротивления придумали местные художники-концептуалисты;
                    • кто помог испанцам бежать от режима Франко в Чили;
                    • зачем сотня художников со всего мира собралась в Гаване.
                    Лекция 6.
                    Латинская Америка: современное устройство
                    Политика
                    26 июня 19:00
                    Время от времени до нас доходят новости из Латинской Америки: то рушится политический режим в Венесуэле и обваливается местная валюта, то арестовывают крупного наркоторговца. Но зачастую мы не придаём большого значения этим событиям, так как не понимаем их важности. На лекции выясним, чем же сегодня живёт Латинская Америка, и научимся разбираться в местной повестке.

                    Узнаём:
                    • какие латиноамериканские политики получили Нобелевскую премию и за что;
                    • чем уругвайский президент привлёк внимание Netflix;
                    • как колумбийские повстанцы превратились в наркоторговцев и почему совсем скоро они перестанут существовать;
                    • почему аргентинцы до сих пор недолюбливают чилийцев;
                    • кто из современных писателей и режиссёров увлекательно рассказывает про латиноамериканский регион.
                    Лектор
                    искусствовед, создатель школы испанского языка, автор инстаграм блога про культуру Испании и Латинской Америки
                    Полина Рудь
                    Окончила аспирантуру исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по направлению «искусствоведение». Тема диссертации: «Концептуальное искусство в странах Латинской Америки в 1960–1980-е гг».

                    Получила грант на завершение диссертации в Национальном Автономном университете города Мехико (UNAM). Жила в Мексике, Аргентине и Уругвае, где выступала на научных конференциях по латиноамериканскому искусству.

                    Окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (МОММА) по направлению «Кураторство проектов в области современного искусства».