Как смотреть картины
4 недели для изучения продвинутого языка искусства
онлайн
дата
формат
длительность
с 21 декабря
видео+вебинары
9 занятий по 2 часа
О курсе
Нас восхищают «Тайная вечеря» Леонардо и «Страшный суд» Микеланджело, пейзажи Ван Гога и абстракции Кандинского. Но как художники заставляют нас испытывать эмоции при просмотре картин? За этим стоит сложная работа: выбор холста и грунта, красок и техники, продумывание сюжета и композиции.
На курсе посмотрим на живопись глазами художников и научимся анализировать не только сюжеты картин, но и то, как мастера воплощают их на холсте. Выясним, как технические приёмы связаны с идеей работы. Узнаем, как раскрывать картину слой за слоем, а затем связывать эти слои в единый замысел и составлять собственное впечатление о произведении.
Три этапа работы
Онлайн-вебинары и общение с лектором, записанный на видео курс, итоговый семинар
Дополнительные материалы
Статьи, памятки и тесты на закрепление темы
Доступ навсегда
Записи всех занятий и дополнительные материалы останутся в личном кабинете
Чему научимся
Определять технические особенности создания работы и выбранные художником приёмы — основу, грунт, тип красок, цвет, свет, формат и композицию
Видеть символы за изображением рыбы, фруктов и явлений природы на холсте
Различать виды портретов, пейзажей и натюрмортов
Понимать ход мысли художника — видеть, с помощью каких элементов он конструирует образ
Выявлять связи эпох в живописи и видеть диалог художников сквозь века
Владеть терминами искусствоведов и понимать, где на картине искать имприматуру, лессировку и аспективу
Отличать барокко от классицизма и Античность от Возрождения
Формат занятий
На первой неделе курса вы смотрите 3 вебинара в прямом эфире с возможностью задавать вопросы лектору и общаться с другими слушателями. Не успели на вебинар — можно посмотреть его в записи в личном кабинете.
Этап 1
Онлайн-вебинары
Программа онлайн-вебинаров
Сюжеты и символы в живописи
Эпохи и стили в искусстве
Жанры в живописи
21 декабря 19:00
23 декабря 19:00
25 декабря 20:00
вебинар 1
вебинар 2
вебинар 3
неделя 1
Следующие две недели вы в удобное время проходите часть курса, записанную на видео. Каждый из пяти уроков состоит из видео с основным теоретическим материалом, дополнительного текста по теме, памятки-инфографики с главными тезисами из урока, практического разбора отдельных картин или методов художника, тестов на закрепление материала.
Этап 2
Видеоуроки в записи
Программа видеоуроков
Основа и грунт
Техники живописи и графики
Форматы картин
28 декабря
28 декабря
4 января
занятие 1
занятие 2
занятие 3
неделя 2
неделя 3
Композиция
Свет. Цвет. Перспектива
4 января
8 января
занятие 4
занятие 5
неделя 4
Задаём лектору накопившиеся вопросы, подводим итоги курса.
Подведение итогов
Заключительный
онлайн-семинар
Финальный тест
15 января 20:00
неделя 4
Этап 3
Вебинар 1.
Сюжеты и символы в живописи
дата: 21 декабря 19:00
лектор: Наталья Вострикова

Художник — не свободный творец: на сюжеты его картин и технику их исполнения влияют заказчики, каноны красоты и законы жанра. На вебинаре научимся смотреть на произведения глазами современников художника и считывать символы в образах, которые раньше казались обычными. Поймём, почему каноны красоты так разнятся от одной эпохи к другой. Выясним, какие сюжеты чаще всего изображали в мировой живописи и почему. Отыщем знаки и символы там, где они действительно есть.
Вебинар 2.
Эпохи и стили в искусстве
дата: 23 декабря 19:00
лектор: Наталья Вострикова

Барокко и классицизм, Античность и Возрождение — что из этого стили, а что — эпохи? Запутаться легко, но у каждого стиля и каждой эпохи есть характерные признаки, по которым их можно различить. На вебинаре потренируемся делать это на примерах работ Рафаэля, Рубенса, Ватто и других мастеров. Выясним, какие художники не вписываются в рамки стилей. Разберёмся, как форма зеркала может рассказать настоящую историю времени, что такое рокайль, раскреповка и волюта и как эти термины помогают понять искусство.
Вебинар 3.
Жанры в живописи
дата: 25 декабря 20:00
лектор: Наталья Вострикова

Кажется, на холсте можно написать что угодно. Но основных жанров живописи немного: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая и бытовая картина. На вебинаре узнаем, кто придумал делить искусство на жанры, научимся понимать натюрморты малых голландцев и считывать сложные метафоры постимпрессионистов. Подберём ключи к пониманию разных жанров и увидим, как они менялись на протяжении истории.
Занятие 1.
Основа и грунт
лекторы: Наталья Вострикова, Елена Личманова

Мы привыкли разглядывать сюжет картины и краски, которыми написана работа. Но то, что скрывается под мазками, воздействует на зрителя не меньше колорита картины и объектов на ней. Видеозаписи, тексты и памятки из этого урока помогут разобраться во «внутренней кухне» мастерской художника. Узнаем, как основа и грунт, которых мы не видим, воздействуют на зрителя и влияют на смысл произведения. Выясним, на чём пишут картины, насколько важен цвет грунта и чем отличаются фламандский и итальянский методы письма.
Занятие 2.
Техники живописи и графики
лектор: Наталья Вострикова

История живописи — это долгий путь поисков и экспериментов. Состав краски менялся в разные эпохи, определял технику работы художника и, следовательно, восприятие произведения искусства. Из этого урока узнаем, чем живопись отличается от графики и какие разновидности двух техник стоит знать. Разберёмся, в чём преимущества и недостатки масляной живописи, а в чём — работы с пастелью, гуашью и акварелью.
Занятие 3.
Форматы картин
лектор: Наталья Вострикова

Картина «Танец» французского художника Анри Матисса — масштабное полотно размером 2.6×3.9 метра, а «Щегол» голландца Фабрициуса — крохотное изображение 34×23 см. От чего зависит выбор размера и формата картины и как это влияет на трактовку сюжета? Разберёмся в этом уроке. Выясним, почему не бывает батальных сцен, вписанных в овал, и парадных портретов, вытянутых горизонтально. Узнаем, можно ли связать форматы картин с определёнными жанрами и как при помощи разной формы холста заставить зрителя испытывать определённые чувства и эмоции.
Занятие 4.
Композиция
лекторы: Наталья Вострикова, Елена Личманова

Мы смотрим на картину «Утро стрелецкой казни» Сурикова и интуитивно разделяем её на две части: в одной — толпа стрельцов перед лицом скорой смерти, в другой — каратель Пётр I. Так, сами того не замечая, мы считываем композицию, которую продумал художник. В этом уроке выясним, какие типы композиции существуют и что они могут сообщить о сюжете. Узнаем, как уравновесить картину или наполнить статичный холст динамикой и бурным движением. Разберёмся, какое отношение к картине имеют точка зрения, равновесие и ритм.
Занятие 5.
Свет. Цвет. Перспектива
лекторы: Наталья Вострикова, Елена Личманова

Свет, цвет и линия — основа любого изображения. Они придают глубину картинам и создают новые формы и символы. На уроке подробно разберём их функции и выясним, как палитра художника определяет эмоции и мысли зрителя. Узнаем, как цвет может создавать объём и чем он отличается от колорита. Выясним, как показать на картине свет и глубину пространства и можно ли по характеру линии отличить полотно одной эпохи от другой.
Заключительный онлайн-семинар
дата: 15 января 20:00
лектор: Наталья Вострикова

За время курса у вас наверняка накопится много вопросов. Задать их лектору можно на заключительном онлайн-семинаре. Помимо этого на последнем занятии отточим все навыки, полученные на курсе. Разберём в деталях ваши любимые картины и попрактикуемся в определении стилей и эпох, жанров и типов композиции.
Финальный тест

После заключительного семинара вам откроется финальный тест. На примере картины Василия Сурикова вы проверите полученные знания и ещё раз отточите их на практике.
Лекторы
Наталья Вострикова
историк искусства, преподаватель
Института славянской культуры МГУДТ
преподаватель с опытом работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИИ Теории и истории искусства при Российской Академии Художеств
Елена Личманова
Автор курсов по истории искусства в Институте славянской культуры МГУДТ, Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ)

Окончила Государственную академию славянский культуры по специальности «Теория и история изобразительного искусства».
Преподаватель Института славянской культуры МГУДТ и Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).

Преподавательский стаж — 18 лет.
Преподаватель с опытом работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИИ Теории и истории искусства при Российской Академии Художеств.

В 2016 году окончила бакалавриат РГГУ по специальности «История искусства», в 2018 году — магистратуру НИУ ВШЭ по специальности «История художественной культуры и рынок искусства», в 2020 году — магистратуру НИУ ВШЭ по специальности «Медиевистика».

В 2019 году стажировалась в Университетском колледже Дублина, программа Medieval Studies.

Сферы научных интересов: искусство Западной Европы в Средние века; христианская иконография; западноевропейская книжная миниатюра; композиции и универсальные схемы в искусстве Средних веков; история цвета.