Гид по современному
искусству
8 занятий о важнейших явлениях в искусстве ХХ века
онлайн
дата
формат
длительность
с 20 октября
видео+вебинары
8 занятий по 2 часа
Гид
по современному
искусству
Искусство не должно идти
к сокращению или упрощению,
а должно идти к сложности.
Казимир Малевич
О курсе
За 8 занятий попробуем понять и принять современное искусство. Узнаем, почему оно началось с постимпрессионизма и как импрессионизм предвосхитил новую эру в живописи. Разберёмся в стилях и течениях ХХ века и узнаем, как авангард, поп-арт и концептуализм повлияли на художников, которые творят сегодня.
Два этапа работы
Анимированные видеоуроки и онлайн-вебинары с лекторами
Дополнительные материалы
Статьи и памятки на закрепление темы
Доступ навсегда
Записи всех занятий и дополнительные материалы останутся в  личном кабинете
Галереи современного искусства полны людей, но в просторных залах часто звучит комментарий «Я в этом ничего не понимаю».
Формат занятий
Первая неделя посвящена тому, как родилось современное искусство. Вас ждут анимированные видеоролики об импрессионизме и постимпрессионизме, дополнительные тексты по теме, памятки и тесты на закрепление материала.
Анимированные видеоуроки
1
Программа видеоуроков
Импрессионизм
Постимпрессионизм
20 октября 19:30
22 октября 19:30
занятие 1
занятие 2
Моне, Ренуар, Дега, Писсарро
Сезанн, Ван Гог, Гоген
Следующие три недели курса — это онлайн-вебинары об искусстве XX века с возможностью задавать вопросы лектору и общаться с другими слушателями. Не успели на вебинар — можно посмотреть его в записи в личном кабинете.
Онлайн-вебинары
2
Программа вебинаров
Авангард
Абстракционизм
Дадаизм и сюрреализм
20 октября 19:30
22 октября 19:30
27 октября 19:30
вебинар 1
вебинар 2
вебинар 3
Поп-арт
Концептуализм и минимализм
30 октября 19:30
3 ноября 19:30
вебинар 4
вебинар 5
Перформансы, акции, хэппенинги
5 ноября 19:30
вебинар 6
Малевич, Шагал, Гончарова
Кандинский, Мондриан, Поллок
Дали, Магритт, Дюшан
Уорхол, Гамильтон, Мураками
Смит, Хёрст, Бэнкси
Бойс, Абрамович, Кляйн
Занятие 1.
Импрессионизм

Сегодня импрессионистов называют любимыми художниками многие из нас, но в 70-е годы XIX века критики считали, что даже рисунки на обоях смотрятся более закончено, чем картины Клода Моне. С помощью трёх видео и семи текстов выясним, как импрессионизм прошёл путь к признанию. Разберёмся, как Моне, Ренуар и Дега открыли в живописи свет и изобрели новую технику. Узнаем:

  • Почему писать картины на открытом воздухе начали только в XIX веке;
  • Из-за чего импрессионистов сравнивали с обезьяной, «случайно завладевшей коробкой красок»;
  • Как Моне, Дега и Ренуар научились фиксировать на холсте ускользающий момент;
  • Почему изображать на картинах бульвары Парижа, вокзалы и кабаре в 1870-е было дерзким поступком;
  • Был ли импрессионизм в других странах и существует ли «русский импрессионизм»;
  • Можно ли считать постимпрессионистов продолжателями дела импрессионистов.
    Занятие 2.
    Постимпрессионизм

    К постимпрессионистам, которые работали в 80-е — 90-е годы XIX века, относят Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, но сами они об этом не знали. У них не было общих программы и стиля, а термин постимпрессионизм стали широко употреблять только в 1910 году, когда все трое уже умерли. С помощью шести видео и пяти текстов разберёмся, кто объединил непохожих живописцев в единое направление, как они изменили отношение художников к цвету и форме и почему именно с Сезанна, Ван Гога и Гогена начинают отсчёт современного искусства. Узнаем:

    • Чем постимпрессионизм принципиально отличается от импрессионизма и неоимпрессионизма;
    • Почему Анри Матисса и Пабло Пикассо в начале XX века считали постимпрессионистами, а позже исключили из числа художников направления;
    • Как Жорж Сёра и Поль Синьяк изобрели живопись точками и попытались объединить искусство и науку;
    • Почему Сезанн никогда не прибегал к услугам обнажённых натурщиц и зачем провёл остаток жизни в уединении;
    • Что символизируют колосья пшеницы, кипарисы и солнце на картинах Ван Гога;
    • Зачем Гоген отказался от жизни уважаемого клерка парижской биржи и превратился в таитянского дикаря;
    • Почему без постимпрессионизма не случились бы «фовизм», «кубизм» и другие «-измы» XX века;
    • Сколько стоили работы Сезанна, Ван Гога и Гогена при жизни художников.
        Вебинар 1.
        Авангард
        дата: 20 октября 19:30
        лектор: Ольга Чуворкина

        На контрасте с наскучившей академической живописью авангард стал взрывом света, красок и чувств. Оказалось, что «примитивные» квадраты и прямоугольники заставляют зрителя не просто смотреть на картины, а участвовать в создании искусства. Художника они делают не просто рисовальщиком, а основателем теорий и искателем новых смыслов. Посмотрим на авангард как на передовое направление, оценим его вклад в искусство, а ещё узнаем:

        • Что делать художнику, когда всё уже придумано и создано до него;
        • Как связаны форма и духовность и почему авангард ближе к иконе, чем к светской живописи;
        • Откуда пошли многочисленные «измы» в искусстве XX века и что они означают;
        • Как новое искусство в прямом смысле окружило нас и почему авангард необходим современному дизайну.
        Вебинар 2.
        Абстракционизм
        дата: 22 октября 19:30
        лектор: Ольга Чуворкина

        С помощью линий и геометрических фигур художники ХХ века переносили на холст идеи и впечатления, а порой — недоступные глазу физические процессы. На лекции научимся понимать язык кругов и квадратов и «читать» картины абстракционистов — от Кандинского до Баскии. А также узнаем:

        • Как с абстракционизма началась новая эпоха в искусстве и можно ли было её избежать;
        • Чем абстракция начала XX века (Кандинский и Мондриан) отличается от абстракции после Второй мировой войны (Поллок и Ротко);
        • Как появились язык прямых линий и стилизация под детский рисунок и какую роль в абстрактных картинах играют цвета;
        • Как в творчестве Клее отразились основные веяния эпохи и ассоциации с музыкой;
        • Как абстракция повлияла на дизайн и дала жизнь новым направлениям — инсталляции и перформансу;
        • Почему Джеймс Таррел использовал в работе свет вместо глины;
        • Как найти смысл в абстрактных скульптурах Аниша Капура;
        • Почему на аукционах отдают миллионы за абстракции Герхарда Рихтера.
        Вебинар 3.
        Дадаизм и сюрреализм
        дата: 27 октября 19:30
        лектор: Юлия Воротынцева

        Что живопись может противопоставить фотографии и кинематографу? Первая половина XX века прошла в мучительных, но упоительных экспериментах над языком искусства. В результате выяснилось: даже без реалистичного сюжета живопись способна поразить зрителей. Обсудим работы Дюшана, Дали, Магритта, а ещё узнаем:

        • Как выглядит младенчество искусства и почему время пошло вспять;
        • Что такое реди-мейд или как увидеть искусство в повседневности;
        • Что такое художественный жест и как личная экспрессия становится искусством.
        Вебинар 4.
        Поп-арт
        дата: 30 октября 19:30
        лектор: Виктория Васильева

        После Второй мировой войны США переживали небывалый расцвет: теперь почти каждая семья могла позволить себе дом, машину и сколько угодно еды и одежды. Эра массового потребления нуждалась в новой эстетике — так появился поп-арт. На лекции погрузимся в эпоху Вудстока, ЛСД и рок-н-ролла и узнаем, как искусство превратилось в товар. А также заглянем на «тёмную сторону» поп-арта и посмотрим, что Уорхол и другие художники думали о смерти и войнах. Выясним:

        • В чём заключается философия поп-арта;
        • Можно ли считать произведением искусства работу, к которой не притронулся художник;
        • Как в произведениях поп-арта отразились студенческие волнения, война во Вьетнаме, борьба с расизмом;
        • За что Уорхола прозвали «Pope of the Pop» и почему именно он стал иконой направления;
        • Почему бутылка «Кока-колы» стала символом современного общества;
        • Что означают «глазастые цветочки» японца Такаси Мураками;
        • Зачем Джефф Кунс начал отливать из стали воздушные шары.
        Вебинар 5.
        Концептуализм и минимализм
        дата: 3 ноября 19:30
        лектор: Юлия Воротынцева

        В конце ХХ века казалось, что ничего нового придумать уже нельзя. Но из идей «смерти авторства и искусства» выросли новые художественные направления. На лекции узнаем, как художник окончательно превратился в философа и важно ли теперь умение рисовать. А также выясним:

        • Почему в 60-х на Западе возрождается интерес к советскому авангарду и как это влияет на минималистичное искусство;
        • Как минимализм преодолевает разрыв между живописью и скульптурой;
        • Как концептуалисты используют образы реди-мейд, геометрической абстракции и минимализма;
        • Как живопись вышла за пределы холста и превратилась в инсталляции;
        • Зачем Дэмьен Хёрст погрузил акулу в аквариум в с формальдегидом;
        • Почему Бэнкси «снаружи лучше, чем внутри».
        Вебинар 6.
        Перформансы, акции и хэппенинги
        дата: 5 ноября 19:30
        лектор: Юлия Воротынцева

        Во второй половине XX века художники вместо холста и кисти стали использовать человеческое тело. Ив Кляйн заставлял голых женщин мазаться синей краской и кататься по холсту перед толпой зрителей. Йозеф Бойс запирался в помещении с диким койотом, чтобы познать Америку. На лекции обсудим, как появился перформанс и почему это искусство. А также узнаем:

        • Как различать перформанс, хэппенинг, акционизм и другие формы нового искусства;
        • Где есть место для импровизации, а где нужно придерживаться строго сценария;
        • Почему странные выходки и хулиганские поступки стали искусством;
        • Почему перформансы Ива Кляйна, Йоко Оно, Йозефа Бойса считаются великими;
        • Как Марина Абрамович превращала любовь в перформансы и зачем она позволяла зрителям царапать и колоть себя;
        • Как связаны творчество и политика в работах Ай ВэйВэя.
        Курс ведут
        Ольга Чуворкина
        историк искусства (РГГУ, Сорбонна), лектор Пушкинского музея, директор образовательных программ «Синхронизации»
        Виктория Васильева
        сотрудник отдела культурно-просветительских программ Мультимедиа Арт Музея
        Юлия Воротынцева
        историк искусства, куратор, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
        Окончила РГГУ (по специальности историк искусства), магистратуру Университета Париж-IV Сорбонна (l'Université Sorbonne-Paris-IV, UFR Histoire de l'art et archéologie). Аспирант. Член Ассоциации искусствоведов.

        На протяжении 5 лет работала методистом и автором образовательных проектов и авторских курсов в РГГУ, вела экскурсии в Третьяковской галерее (ГТГ) и Пушкинском музее (ГМИИ). Сотрудник Мусейона ГМИИ им. Пушкина. Директор образовательных программ в Синхронизации.
        Окончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

        Работала экскурсоводом ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея русского импрессионизма.

        В 2018 году стажировалась в Музее современного искусства с Салониках (Греция).

        Окончила II кураторскую школу Avant-Garde LAB при Центре авангарда Еврейского музея.
        В 2019 году прошла практику в Везувианском международном институте археологических и гуманитарных исследований.
        Окончила исторический факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, отделение истории искусства.

        Куратор выставок в Государственной Третьяковской галерее, посвящённых отечественному искусству второй половины ХХ века: «Гиперреализм: когда реальность становится иллюзией» (2015); «Оттепель» (2017); «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» (2020).
        Часто задаваемые вопросы
        Часто задаваемые вопросы
        На какой уровень подготовки рассчитан курс?
        Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля», и тем, кто хочет упорядочить имеющиеся знания.
        Как, когда и в какое время я буду учиться?
        Все занятия проходят онлайн в формате вебинаров. Мы напомним о старте курса за неделю. Перед каждым занятием мы пришлем вам на почту уникальную ссылку для входа на занятие. После проведения вебинаров все занятия будут доступны в вашем личном кабинете.
        Я уже посещал(а) курс «Ликбез по современному искусству» офлайн. Есть ли смысл проходить онлайн-курс?
        Курс не отличается по содержанию и структуре от оффлайн-занятий. Поэтому проходить его нет смысла.
        Все вопросы
        Как оплатить курс?
        Вы можете оплатить курс с помощью карт VISA, Mastercard или PayPal.
        Как я могу задать вопрос по ходу курса?
        Вы сможете задать вопрос в чате вебинарной комнаты во время занятия. Мы разберем самые интересные вопросы в прямом эфире. Ответы будут также записаны и доступны в личном кабинете.
        Что, если у меня возникнут вопросы?
        С радостью на них ответим и оперативно поможем по почте hello@synchronize.ru или телефону 8(499)-391-46-39.