искусство
Технические уловки
великих мастеров
Художники эпохи Возрождения были одержимы идеальной перспективой. Чтобы выстроить её, некоторые мастера даже изобретали специальные приборы.
О самых интересных устройствах читайте в нашем материале.
Леонардо да Винчи и камера-обскура

Камера-обскура — самое простое оптическое устройство,
с помощью которого можно получить изображение объекта.

В своих записных книжках Леонардо так описывает
её принцип действия: «Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах; они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади».

Камера-обскура (схема)
Ян ван Эйк и вогнутое зеркало

Голландский художник Ян ван Эйк не знал камеры обскура, но пользовался не менее хитроумным способом. Как убедительно показал в своем исследовании Давид Хокни, для построения математически точной перспективы Ян ван Эйк использовал вогнутое зеркало. На эту мысль Хокни навела деталь на картине художника «Чета Арнольфини»: люстра изображена в перспективе с одной точкой схода линий. Сделать настолько точным построение с натуры, без дополнительных приборов, практически невозможно.

Зеркало, висящее на дальней стене комнаты, где стоит супружеская чета, подсказало ответ. Скорее всего Ян ван Эйк использовал вогнутое зеркало, какие тогда были в ходу. Для их создания в колбу заливали расплавленное олово, а затем отрезали боковые стены, оставляя только дно. Смотря через него, художник мог "собрать перспективу" в одной точке и максимально правдоподобно передать интерьер.

Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк. 1434. Лондонская национальная галерея
Линза и загадка левшей

Позже, уже в 1500-х годах, мастера научились делать большие линзы, тогда же получили широкое распространение камеры-обскуры. Это привело к революции: линзы вставляли в камеру, что позволило создать проекцию изображения любого размера. Но многие герои на картинах вдруг превратились в левшей, ведь прямая проекция линзы зеркальна.

Например, на картине Питера Геррица ван Роэстратена «Признание в любви (Буйный повар)» видно, что все персонажи — левши. Главные герои держат в левых руках бокал и бутылку, а старик левой рукой грозит им издалека. Даже обезьянка приподнимает подол платья левой лапкой.

Впрочем, порой изображение получалось непропорциональным: не всем художникам удавалось точно установить зеркало, в которое была направлена линза.

Признание в любви (Буйный повар). Питер Герриц ван Роэстратен.Ок. 1665–1670
Альбрехт Дюрер и завеса

Дюрер использовал специальную завесу, состоящую из рамы с натянутой прозрачной калькой или кисеей. На ней художник зарисовывал перспективный вид предмета или пространства. Для соблюдения единой линии горизонта, уровня зрения и точки схода к завесе прилагался специальный прибор (прицел) — «окно зрения».

Иногда Дюрер делил завесу нитями на равные квадраты, а бумагу — на клетки.

Таким образом, наблюдая натуру через прицел, художник фиксировал результаты наблюдений, соблюдая постоянную точку зрения и уровень. Для работы вне мастерской Дюрер носил с собой «походный вариант» такой завесы.

Художник, рисующий лютню с помощью перекрещивающихся нитей. Из «Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и объёмов». Альбрехт Дюрер. 1525

~
Узнайте больше
на онлайн-курсе
«Как смотреть картины»
Подробная инструкция, на что обращать внимание в живописи. Вы научитесь грамотно говорить о живописи и сможете посещать выставки как осознанный зритель.
Поделиться с друзьями находкой: