искусство
Моне или Мане?
Как отличить Клода от Эдуарда

Моне и Мане путали и сравнивали друг с другом с конца XIX века. Оно и неудивительно: их фамилии различаются одной буквой, оба увлекались противоречивым современным искусством. Сегодня разберёмся, действительно ли так легко спутать двух художников и чем различались их взгляды на живопись.
Первая встреча

Моне и Мане впервые выставлялись вместе на Парижском салоне 1865 года. Эдуард Мане удивился, когда публика стала хвалить его пейзажи, ведь ни одного пейзажа он не выставлял. Оказалось, рядом с его работами висели картины молодого Клода Моне — публика его не знала и решила, что Мане нечётко вывел букву «а» в подписи.

Устье Сены в Онфлёре. Клод Моне. 1865
А «Олимпию» Эдуарда Мане критики обругали: разве можно выставлять на Салоне обнаженную пошлую куртизанку? В своих работах Мане делал упор на смыслы и затрагивал социальные проблемы. Моне больше работал с формой, цветом, светом. Посмотрим, как это отражается в картинах.
Олимпия. Эдуард Мане. 1883
Цвет и свет

«Гранд-канал в Венеции» Мане похож на работу импрессиониста. Художник пишет отдельными широкими мазками, фон намечен лишь несколькими линиями и цветовыми пятнами. Но есть отличия. Например, импрессионисты считали, что чёрного цвета в природе не существует, а Мане использует его почти во всех работах.

Гранд-канал в Венеции. Эдуард Мане. 1875
Пейзаж Клода Моне — показательный пример импрессионизма. Художника не интересуют мелкие детали, его занимает движение воздуха и игра цвета, который в его зрелых работах далёк от реального. На картине нет людей: они не нужны Моне, чтобы изучать изменчивое освещение и оптические эффекты.
Гранд-канал в Венеции. Клод Моне. 1908
Глубина пространства

Мане любит сжимать пространство, превращать его в плоскость. При первом взгляде на «Бар в «Фоли-Бержер» кажется, что в картине есть пространственная глубина, но это лишь отражение в зеркале. Причём неверное: фигура девушки за барной стойкой с отражением не совпадает, а усатый клиент существует только в зазеркалье.

Бар в Фоли-Бержер. Эдуард Мане. 1882
Моне почти не пишет картин в интерьере, ему неинтересно играть с зеркалами. Он исследует то, как меняется объект при естественном освещении в разное время суток. Хотя его лондонские пейзажи куда менее реалистичны, чем картины Эдуарда Мане, в них сохраняется глубина пространства.
Мост Ватерлоо в Лондоне. Клод Моне. 1900
Взгляд на мир

Франция почти 10 лет восстанавливалась после Франко-прусской войны 1870–1871 годов, и Праздник мира 1878 года знаменовал возрождение страны. Оба художника видели торжество из окна, но написали совсем по-разному. Для Моне праздник — повод изучить, как развеваются на ветру триколоры, как солнце освещает ткань.

Улица Монторгей в Париже. Клод Моне. 1878
Мане никогда не восхищается красотой города и природы. На первом плане его «Улицы Монье с флагами» — одноногий калека, возможно, ветеран войны. Проблемы общества для художника важнее сложных живописных задач.
Улица Монье с флагами. Эдуард Мане. 1878
Узнайте больше
на онлайн-интенсиве
«Мане vs Моне»
Два художника с похожими фамилиями оказываются в одном городе, в одно время, на одной большой выставке и становятся близкими друзьями. Узнайте их историю.

Поделиться с друзьями находкой: