искусство
Жизнь и смерть музейных шедевров
Предметы искусства часто страдают от войн, революций и катастроф, но иногда они становятся жертвами запланированного покушения. Рассказываем о пяти жестоких нападениях на картины.
Причины нападений бывают самыми разными: от оскорбления чувств преданных зрителей до необъяснимых порывов «одержимых».

Большинство полотен, переживших покушение, затем проходит долгий и кропотливый процесс реставрации. Мы собрали для вас самые известные истории покушений и воскрешений мировых шедевров живописи.
Дело первое:
«Они сражались за женщину»
В 1914 году «Венеру» Веласкеса в Лондонской Национальной галерее порезала суфражистка Мэри Ричадсон, которая пронесла с собой в музей топорик для рубки мяса. «Убийство» самой прекрасной женщины в мифологической истории было для нее формой протеста против мужского поклонения нагому женскому телу. Кроме того, она хотела привлечь внимание к голодовке, которую объявила заключенная Эммелин Пенхерст, лидер суфражисток в Англии. Ричардсон была отправлена в тюрьму на полгода — максимально возможный срок за разрушение произведения искусства.

Картина с семью глубокими порезами, в основном на теле Венеры, была успешно восстановлена главным реставратором Национальной галереи Хельмутом Руэманном.
Дело второе:
«Оскорбленный зритель»
В 1913 году молодой старообрядец Абрам Балашев с криком «Довольно крови!» трижды ударил ножом картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1580 года».

Реставрацию возглавил вновь назначенный директор галереи Игорь Грабарь. Оригинальный холст был наклеен на новый, а три сильных пореза, которые пришлись на головы героев, заделаны. Порезанные места записывал сам Илья Репин, однако второй вариант картины был значительно хуже первоначального: художнику не удалось попасть в оригинальный тон живописи. Грабарь принял решение аккуратно смыть свежий слой краски и медленно восстановил тон. Репин заметил эту «вольность», но решение реставратора оспаривать не стал.
Дело третье:
«Жертва политических репрессий»
Судьба эрмитажной «Данаи» Рембрандта была гораздо сложнее. В 1985 году литовец Бронюс Майгис порезал полотно ножом, а затем облил картину концентрированной серной кислотой. Он утверждал, что совершил это преступление из политического протеста против советской политики в Литве, однако вскоре был признан невменяемым.

Случай с «Данаей» был первым подобным прецедентом в истории: тогда даже не знали, как оказать экстренную помощь поврежденной картине. Срочно собранные ленинградские реставраторы и химики обильно промыли картину водой в вертикальном положении и остановили реакцию. В итоге пострадало около 30% полотна, причем затронут был не фон, а сама фигура Данаи: порезы и кислота оставили глубокие борозды. Было принято решение не воссоздавать фрагменты, утраченные безвозвратно, например, покрывало на ногах Данаи. Остальные части полотна отреставрировали, сохранив оригинальный красочный слой. Реставрация длилась 12 лет, картина снова была открыта публике только в 1997 году.
Дело четвертое:
«Без вины виноватый»
Рембрандт был одним из самых многострадальных художников в музейной истории, а «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» (картина более известна как «Ночной дозор») — самым пострадавшим из его полотен. Началось все в далеком XVIII веке. До 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большом зале, в простенке между окнами. Картина не входила в предназначенное для нее пространство — пришлось обрезать ее с двух сторон. На копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину. В 1911 и в 1957 годах на картину напали с ножом, в 1990 году облили серной кислотой.

В отличие от случая с «Данаей», смотрители на этот раз были готовы к случившемуся: картину сразу положили горизонтально, чтобы кислота не стекала вниз, и использовали ионообменную смолу для нейтрализации реакции. В итоге пострадал только верхний слой лака.
Дело пятое:
«Войной за мир»
В 1974 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, где выставлялась картина Пикассо «Герника», молодой художник Тони Шафрази достал баллончик с ярко-красной краской и написал фразу «Убей всю ложь» прямо поверх полотна. Шафрази утверждал, что совершает художественный акт и выражает таким образом протест против войны во Вьетнаме. Картина Пикассо была выбрана им неслучайно: главная тема колоссального полотна — показ разрушений войны и призыв к миру.

Краска оказалась достаточно легко смываемой, поэтому картину вскоре отреставрировали. Интересно, что Шафрази не был арестован и вскоре стал одним из самых влиятельных арт-дилеров Нью-Йорка.
Поделиться с друзьями находкой: