искусство
История одного
цвета: синий
История цвета — отдельная область искусствознания.
Как менялась роль цвета в истории искусства? Каким цветам отдавали предпочтение в эпоху Средневековья?

Публикуем отрывок из книги французского ученого Мишеля Пастуро о том, как синий был «открыт» в европейском искусстве.
Раньше всего интерес к синим тонам проявляется в изобразительном искусстве на рубеже XI–XII веков. Нельзя сказать, разумеется, что прежде художники никогда не использовали этот цвет. Он был широко он представлен в раннехристианской мозаике, его также можно часто встретить на миниатюрах Каролингской эпохи.

Однако до XII века синий, как правило, остается вспомогательным цветом или находится на периферии изображения. По своему символическому значению он сильно проигрывает трем «основным цветам» всех древних социумов — красному, белому и черному.
На рубеже первого и второго тысячелетий, и в особенности начиная с XII века, синий цвет в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему изменяется на прямо противоположное: очень скоро синий становится модным, аристократичным цветом. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно увеличивается.

Синий обретает новый статус в живописи и в иконографии, все чаще появляется на гербовых щитах и парадных одеждах. Такая внезапная и разительная перемена свидетельствует о полной реорганизации, происшедшей в иерархии цветов, а значит, в социальных кодах, в системах мышления и восприятия.

Альфонсо Х Мудрый, король Кастилии и Леона. Испания, XIII век
Возьмем в качестве примера одеяние Пресвятой Девы: по его изменениям легко проследить особенности и предпосылки этого удивительного феномена.
Дева Мария далеко не всегда изображалась в голубом одеянии. Раньше Пресвятую Деву изображали в одеждах разных цветов, но чаще всего тёмных оттенков: в черном, сером, коричневом, фиолетовом. Цвет ее одежд должен был ассоциироваться со скорбью, трауром. Дева Мария носит траур по сыну, умершему на кресте. Эта традиция возникла еще в раннехристианскую эпоху — во времена Империи римляне нередко надевали черные или темные одежды по случаю кончины родственников или друзей — и продолжалась в эпоху Каролингов и Оттонов.

Только с XII века западноевропейские живописцы стали ассоциировать её образ преимущественно с этим цветом, так что он даже превратился в один из её неотъемлемых атрибутов.

Богоматерь Заступница. Церковь Санта Мария ин Виа Лата, первая четверть XII века
Однако в первой половине XII века тёмных тонов становится все меньше, и постепенно атрибутом скорбящей Богоматери становится единственный цвет: синий. Отныне синий цвет будет фигурировать или на её мафории, или на тунике (самый распространенный вариант), или вся её одежда будет решена в сине-голубых тонах (это более редкий случай).

Вдобавок он приобретает более светлый оттенок, становится привлекательным: из тусклого и угрюмого, каким он оставался долгие столетия, синий превращается в ясный и жизнерадостный.
Мастера витражей и миниатюристы стараются привести этот новый цвет, цвет Богоматери, в соответствие с новым представлением о свете, которое возникло у прелатов, строивших соборы, и у жертвователей под влиянием современного богословия. Широчайшее распространение культа Пресвятой Девы приводит к тому, что новый оттенок синего занимает все большее место в художественном творчестве.

Около 1140 года, во время реконструкции базилики Сен-Дени, мастера витражей создают знаменитый цвет, известный под названием «синий цвет Сен-Дени».

Витражи аббатства Сен-Дени. Франция, XII век
Несколькими годами позднее эти же мастера переберутся из Сен-Дени на другие строительные площадки, к западу, и «синий цвет Сен-Дени» превратится в «синий цвет Шартра» и «синий цвет Ле-Мана».

Во второй половине XII и в первые годы XIII века этот цвет появится на витражах еще многих соборов. В этой синеве витражей отразилось новое представление о небе и о свете.
Однако на протяжении последующих десятилетий будут востребованы самые разные оттенки синего: в искусстве XIII века преобладают более темные или более насыщенные его тона. Это явление, обусловленное проблемами технического и финансового свойства (вместо кобальта строителям все чаще приходится использовать медь или марганец), в итоге приведет к изменению эстетических принципов: готический синий цвет на витражах Сент-Шапель, созданных в 1250 году, имеет мало общего с романским синим цветом на витражах Шартра, созданных веком ранее.

Витражи Сент-Шапель. Франция, 1250
В эту же эпоху эмальеры стараются воспроизвести цвет, изобретенный стекловарами. Так новые тона синего перебираются с витражей на церковную посуду (чаши, дискосы, дарохранительницы, ковчежцы с мощами) и домашнюю утварь (миски для полоскания рук перед едой). Позднее в иллюминированных рукописях художники часто будут располагать миниатюры то на красном, то на синем фоне, создавая эффект сближения или, напротив, контраста.

А в первые десятилетия XIII века кое-кто из сильных мира сего по примеру Царицы Небесной начнет облачаться в лазурные одежды: два или три поколения назад это было бы немыслимо. Людовик Святой стал первым королем Франции, который делал это регулярно.

Реликварий Томаса Бекета. Британский музей, Великобритания.
XII век
Итак, новая традиция — изображать Деву Марию в синих одеждах — немало поспособствовала тому, что в обществе произошла переоценка этого цвета, что сказалось на окраске тканей и расцветке одежды Мадонны: Джотто ди Бондоне, Симоне Мартини, Пьеро делла Франческа, Чимабуэ, Фра Анджелико.
Поделиться с друзьями находкой: