Филиппо Брунеллески
1377–1446, Возрождение
Купол собора
Санта-Мария-дель-Фьоре
Брунеллески создал уникальную двухслойную конструкцию, которая распределила вес колоссального купола и не разрушила стены собора.
1/3
Воспитательный дом
Старая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Внешний диаметр купола 55 метров
Высота собора с крестом 114 метров
Ярко выраженные рёбра — элемент готической архитектуры
Брунеллески возродил идею купола в европейской архитектуре
1420–1436, Флоренция
Старая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Средневековые базилики были вытянутыми, а Брунеллески возродил идею центрического храма. Для архитекторов Возрождения сакристия стала образцом уравновешенной гармонии.
2/3
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Воспитательный дом
Вместо заострённых готических арок Брунеллески использовал полуциркульные, как в античной архитектуре
Во всей композиции использован ордер — античная система архитектурных пропорций
1421–1440, Флоренция
Воспитательный дом
1419–1445, Флоренция
С помощью дворика и галерей Брунеллески создал открытое приятное общественное пространство, которого не было в средневековых городах.
3/3
Старая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Донато Браманте
1444–1514, Возрождение
Темпьетто
1500–1502, Рим
Центрический храм как полноценное воплощение идеала эпохи Возрождения. Браманте полностью овладел античной ордерной системой в том виде, в котором её позднее использовали архитекторы барокко и классицизма.
1/3
Лестница в дворцовом комплексе римских пап
Собор святого Петра
Собор святого Петра
1506–1514, Рим
По проекту Микеланджело построены купол и алтарная часть собора.
2/3
Темпьетто
Лестница в дворцовом комплексе римских пап
Лестница в дворцовом комплексе римских пап
Лестница с двойной спиралью стала прообразом многих лестниц эпохи барокко. Так как Браманте освободил центральное пространство колодца, для освещения лестницы достаточно верхнего света.
3/3
Собор святого Петра
Темпьетто
1505, Флоренция
Микеланджело Буонаротти
1475–1564, Возрождение
Новая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Освоив все приёмы архитектуры Возрождения, Микеланджело начал по-своему обыгрывать их. На смену гармонии и покою пришли драматургия и динамика.
1/3
Капитолийская площадь
Собор Святого Петра
Статуи словно не помещаются в своих нишах, колонны визуально сталкиваются друг с другом
1520–1535, Флоренция
Собор Святого Петра
1546–1564, Рим
По проекту Микеланджело построены купол и алтарная часть собора. В интерьере много декора, неправильных форм — эти приёмы перекочуют в эпоху Барокко.
2/3
Новая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Капитолийская площадь
Микеланджело впервые применил колоссальный ордер — колонны, которые соединяют несколько этажей.
Капитолийская площадь

1548, Рим
В эпоху Возрождения многие архитекторы создавали планы идеальных городов. К воплощению этой идеи ближе всего подошёл Микеланджело, реализовав первый большой градостроительный проект.
3/3
Собор Святого Петра
Новая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Архитекторы Высокого Возрождения предпочитали круг и квадрат, но Микеланджело использовал при планировке более динамичные формы — овал и трапецию.
Антонио Гауди
1852–1926, Модерн
Саграда Фамилия
1882 — наши дни, Барселона
Это самая известная работа Гауди, которую мастер не планировал заканчивать. Собор строят до сих пор, в том числе по проектам мастера.
1/3
Каса-Мила
Дом Батльо
Башни собора до сих пор строятся, всего их будет 18: в честь 12 апостолов, 4 евангелистов, девы Марии и Иисуса
Гауди сочетал свой авторский стиль (текучие органические формы) с традиционными для храма элементами: базиликальной планировкой, реалистичной скульптурой
Дом Батльо
1904–1906, Барселона
Гауди был родоначальником органической архитектуры ХХ века. Он исследовал живые организмы и применял природные мотивы в своих работах.
2/3
Саграда Фамилия
Каса-Мила
Поверхность дома облицована керамикой, похожей на чешую
Опоры из песчаника выглядят, как скелет животного
Каса-Мила
1906–1910, Барселона
Гауди построил этот дом для своих друзей — семьи Мила. Архитектор превысил все нормы высотности, но дом почти сразу признали памятником архитектуры.
3/3
Дом Батльо
Саграда Фамилия
Гауди был ярым католиком, и этот дом хотел увенчать 25-метровыми статуями Девы Марии
Федор Шехтель
1852–1926, Эклектика, модерн
Особняк Морозовой на Спиридоновке
Проект на стыке эклектики и модерна. Из эклектики Шехтель позаимствовал стилизацию в духе неоготики. Из модерна — целостность художественного образа.
1/3
Ярославский вокзал
Особняк Рябушинского
У особняков модерна обычно нет главного фасада, все фасады выглядят по-разному
Композиционный центр дома — главный зал. Вокруг него выстраиваются помещения разной высоты и формы
1893–1898, Москва
Особняк Рябушинского

1900–1903, Москва
Целостный и редкий по сохранности образец модерна. Особняк — полностью творение Шехтеля: от плана до дверных ручек. В интерьере — сложная символическая программа: три этажа символизируют подводный, земной и воздушный миры.
2/3
Особняк Морозовой на Спиридоновке
Ярославский вокзал
Шехтель придал особняку разновысотный силуэт: здание обязательно нужно обойти с разных сторон
Ярославский вокзал

1880–1882, Москва
Вокзал построен в неорусском стиле — это национально-романтическая линия модерна. В отличие от архитекторов эклектики, мастера модерна не просто копировали архитектурные элементы прошлых эпох, а по-новому переосмысляли их.
3/3
Особняк Рябушинского
Особняк Морозовой на Спиридоновке
Шехтель переосмыслил мотивы русской архитектуры: шатровые башни, щипцовые крыши
Шехтель украсил фасад северными мотивами: морошкой, белыми медведями, пейзажами: железная дорога вела в Архангельск
Ле Корбюзье
1887–1965, Авангард
Вилла Савой
1929–1930, Пуасси
Вилла воплощает идею Ле Корбюзье о том, что «дом — машина для жилья». Главное украшение — конструкция здания.
1/3
Нотр-Дам-дю-О
Здание Центросоюза
Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля
Вместо наклонной крыши с чердаком под ней архитектор устроил плоскую крышу-террасу, на которой можно развести сад или создать место для отдыха
Здание Центросоюза
1928–19360, Москва
Первый масштабный проект архитектора построен в СССР: молодая страна была готова к смелым экспериментам.
2/3
Вилла Савой
Старая сакристия базилики Сан-Лоренцо
Благодаря появлению железобетона внутренние стены зданий перестали быть несущими. Архитектор использовал свободную планировку, которую можно было менять, и организовал оупенспейс для работников Центросоюза
Железобетонный каркас также позволил использовать ленточное остекление
Нотр-Дам-дю-О
1950–1955, Роншан
Архитектор совместил эстетику современных материалов и природные формы. Архитекторы ХХ века вдохновлялись капеллой, пытаясь найти баланс между обезличенной бетонной архитектурой и «живыми» уникальными решениями.
3/3
Здание Центросоюза
Вилла Савой
Ле Корбюзье считал, что фасад должен быть свободным — таким, чтобы прочитать по нему конструкцию здания и увидеть несущие элементы было невозможно
Норман Фостер
1935, Хай-тек
Банк Гонконга и Шанхая
1983–1985, Гонконг
Здание Фостера вывернуто наизнанку: все коммуникации, канализация, лифты вынесены на поверхность. Несущая конструкция тоже видна снаружи.
1/3
Небоскрёб Мэри-Экс
Купол Рейхстага
Благодаря зеркалам-рефлекторам здание днём почти полностью освещается солнечными лучами
Здание построено по законам феншуй, согласно которым вид на гавань обеспечивает сотрудникам здоровье и процветание
Купол Рейхстага
1992–1999, Берлин
Новый купол Рейхстага — символ объединения Германии. В сочетании с историческим зданием он символизирует уважение к традициям и открытость к новому.
2/3
Банк Гонконга и Шанхая
Небоскрёб Мэри-Экс
Постройки Фостера легко узнать по сочетанию металла и стекла
Покрытый зеркалами конус внутри купола освещает зал совещаний Бундестага, который находится ниже
Небоскрёб Мэри-Экс
2001–2004, Лондон
Фостер говорил, что небоскрёба не было бы, если бы он не познакомился с работами Владимира Шухова.
3/3
Купол Рейхстага
Банк Гонконга и Шанхая
Аэродинамическая форма здания позволила сделать его более высоким
Заха Хадид
1950–2016, Деконструктивизм
Центр современного искусства Розенталь
Первый в мире музей, построенный женщиной-архитектором. Здание напоминает монохромную картину Малевича: архитектор часто использовала элементы супрематизма в ранних работах.
1/3
Центр Гейдара Алиева
Национальный музей искусств XXI века
В здании используются чёрный, белый и серый цвета, чтобы не отвлекать внимание от произведений искусства
Вокруг музея сделали повышающийся ландшафт: так даже прогулка к зданию становится частью архитектуры
2000–2003, Цинциннати
Национальный музей искусств XXI века
Пространство музея организовано вокруг атриума. По замыслу Хадид, музей — это новый форум, а не последовательность комнат.
2/3
Центр современного искусства Розенталь
Центр Гейдара Алиева
Хадид интегрирует наследие Рима в новую постройку. Она вплетает в композицию фасад бывшей казармы.
2008–2010, Рим
Центр Гейдара Алиева
2007–2014, Баку
Это многофункциональный комплекс с выставочными и концертными залами, музеем, офисами. Хадид повторила идею музея-форума: в центре здания — большой конгресс-зал.
3/3
Национальный музей искусств XXI века
Центр современного искусства Розенталь
В природе нет прямых линий, поэтому Хадид не использует их и в своей архитектуре
Сложные формы создаются с помощью компьютерных программ: такое проектирование называют параметрическим